понедельник, 24 октября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 17-й (09/08/16)

И снова я, ночуя рядом с дольменом, спал прекрасно и... проспал подъем, даже, на 20 минут, но тем не менее проспал! Видимо все-таки, что-то в них есть или может не в них собственно, а в местах их установки, какая-то энергетика успокаивающая что ли.

Изображение

В начале 6-го утра Гузерипль спрятанный в горах спал, было тихо-тихо и только шум Белой доносился со стороны, берег реки в этом месте очень крутой и мне пришлось изловчиться, чтобы спуститься вниз и помыть посуду, но судя по тому насколько отшлифованы подошвами и руками корни и камни при спуске, то я здесь явно не первопроходец был. Белая здесь широкая, с сильным течением, но не прозрачная... знал ли я, что через сутки буду стоять у ее истоков и увижу ее еще совсем родничком, чистым, прозрачным и ледяным до боли — не знал.
Появилось время рассмотреть глыбы возле нашего лагеря, вот почему-то я уверен, что они тоже были частью какого-то дольмена.
Рядом с нашей стоянкой, в 150м от кордона, был сувенирный рынок и автомобильное кольцо, перекресток, так вот, возле одного из домов на этом перекрестке была колонка, вчера вечером, в темноте Дима ходил обмываться к ней, чем внес некое разнообразие в мирную жизнь местных жителей, а сегодня мы с ее помощью заправились водою, заодно и приметили у кордона чей-то велосипед, правда без баула, человек путешествует налегке, видимо, может он в кассу ходил, но ждать его у нас не было времени, мы лишь понадеялись, что он пойдет следом за нами, по 30-му маршруту, с его экипировкой, при ее минимуме, это было бы вообще прогулкой.
До нашего старта на 30-м маршруте нам еще нужно было подняться по асфальту, набрав 1200м за 18км, до Яворовой поляны, где находится КПП лесников и спасателей, а уже оттуда нас ждала интересная, живописная, но тяжелая пешая часть нашего похода, чисто пешая.
Что я знал о 30-м маршруте до того дня? Не много.
Первый раз я услышал о нем около 4-5ти лет назад на новогоднем корпоративе, коллега, сам сочинец, узнав, что мы с друзьями ходим в походы по Крыму, рассказал мне, что на его Родине есть самый известный, самый красивый, самый популярный всесоюзный, туристический маршруте под номером 30 — тогда у меня уже начал складываться какой-то ореол, представление, что это испытание для сильных духом, чуть ли не Форт Буаярд только в горах, с переправами, ледниками, дикими зверями и непроходимыми лесными чащами... После того разговора я о 30-м маршруте долго не слышал и не сталкивался с его упоминаниями, так как ходили/ездили мы все больше по Крыму и о Кавказе не помышляли. Прошло время и заговорило железо в организме Димы — я сейчас имею ввиду, шило в заднице( :) ) и он загорелся Кавказом и попутно начал «поджигать» окружающих и когда дело уже подошло к походу, когда я уже окончательно на 99% знал, что иду — я начал более пристально интересоваться, а куда же, собственно говоря, я иду, вернее, а куда меня вообще ведут.
Первым делом я посмотрел есть ли отчеты прохождения 30-го маршрута с велосипедами — да, есть — стало легче. Бегло почитал, особо не вникая, ну прошли и прошли, значит и мы пройдем, единственное, что мне, да и им запомнилось (авторам отчета) - «Веселый спуск». Это название я запомнил. В общем, предпоходное представление о маршруте у меня было — это экстремальный отрезок тропы, едущей от Гузерипля (Лаго Наки) до моря, почти. И, признаюсь честно, чем ближе мы подбирались к этому этапу, тем более оно меня настораживал, подсознательно я сгущал краски и сам себя стращая, в итоге, ожидая там чего-то очень тяжелого, невыносимого и ужасного, но... красивого.
Начался наш подъем, прям с центральной и единственной улицы Гузерипля, так и поперли вверх. Выехали в 8-30.

Судя по знакам подъем был 10-12%, постоянный в этих пределах и до самого финиша.
Для себя решили, что сделаем остановку на передых через час. С утра еще бодренькие, веселые, солнце еще не встало высоко и не пригревало так чтоб было невыносимо жарко, но постепенно становилось все жарче и жарче, и, хоть вокруг дороги лес, но тени было мало и из-за этого ехали мы стабильно напряженно тяжело. Как и договаривались, первый раз остановились через час, 15 минут стояли, сидели, лежали, ходили, дышали.

Для себя решили — следующий привал через 30 минут, но по факту, уже через 15, мы снова остановились. Ноги забиваются, пот ручьем, жарко и к тому же подъем пошел серпантином с очень крутыми шпильками. На каждой остановке активно употребляли батончики с арахисом и воду, вода лилась рекою, как и наш пот.
Практически сразу от начала подъема мы видели впереди, тогда я еще не знал, но теперь то я знаю, мы видели плато Лаго Наки

Изображение

и, постепенно, набирая высоту, начинали двигаться вдоль него влево, а сзади, в очередной раз вспоминается туристическая истина — чаще оглядывайся назад, тогда увидишь в два раза больше красивых видов — а сзади были видны Тхачи, очень далеко, но можно было прекрасно различить.

В некоторых местах дорогу опасно подмыло и асфальт просел, оставив лазейку только для одностороннего движения. Движение на дороге слабое, раз в полчаса пролетает какой-нибудь джигит, забрасывая на верх туристов.
Через три часа выехали к Партизанской поляне, с которой уже отлично виден Оштен, до этого его сквозь деревья с дороги тоже было видно, но не было той масштабности, великолепия, объема — очень красивая вершина!

Изображение

На самой стоянке есть искусственное озеро, рыбачки сидят.

Вокруг нее уже начинали клубиться облака, дело шло к обеду, как всегда, а нам очень не хотелось бы на пешке попасть под дождь. Завтра мы встретимся с Оштеном, но я еще об этом не знаю, глядя на него.
За углом, после стоянки, прям возле дороги, по склону, бежит ручей и Дима решил шокировать местную флору и фауну, да и заодно проезжающих туристов, исполнив обряд купания в костюме Тарзана и Адама, на обочине. Рычал и фыркал, вода холодная! А из проезжающего мимо минивэна заигрывающе посигналили благодарные туристки. Эта процедура, по словам Димы, после тяжелого и жаркого подъема совершенно вернула его к жизни, я же, попробовав температуру, понял, что я еще не настолько перегрелся и обойдусь внутренними резервами.

Изображение

После купания оставался еще рывочек и в 12-20 мы финишировали на КПП.
На подъезде уже видны ряды машин, хозяева которых где-то бродят по заповеднику, некоторые машины привезли туристов (забросили) и шла выгрузка, огромные рюкзаки, палатки, упаковки воды и еще куча всего, все это на обочине и идет разбор вещей группой.
На фото видна вершина Оштена и это не пик, который прямо над вагончиком, вершина правее этого пика.

Изображение

Мы направились сразу в тень здания местного инфоцентра и по совместительству кафе. Перед таким рывком определенно нужно заправится энергией, а ее мы черпали в этот раз из ролтона, сварили себе в тенечке по две упаковки вермишели, очень плотно утрамбовались, передохнули.

Примерял баул, тяжеленный... лямки режут ключицы, неудивительно, там же было продуктов еще на 3 дня. Палатку, бутылку с водой и штатив скинул на багажник, чтобы хоть как-то облегчить баул, откручиваем педали и прячем глубоко в баулы, теперь они нам почти три дня не понадобятся.
Все чаще мы поглядывали в сторону Оштена, в надежде, что нам повезет с погодой.
Я подошел к началу тропы. Это начало (для меня) легендарного всесоюзного туристического маршрута №30, своего рода знаковое место для любого туриста и вот я, стою перед ним. По треку было видно, что сначала мы будем спускаться вниз, а потом, до самого Гузерипльского перевала, только вверх, вверх и вверх.

Изображение

Пока мы обедали, отдыхали, перекладывались, мимо нас на маршрут заходили группы одна за одной и всего я насчитал 4 группы за час — какое плотное движение.
В 13-20 мы вышли на 30-й маршрут.
Как по кавказским меркам, то это поздний выход, учитывая особенность климата, но у нас выбора не было и к тому же, не такие уж и мрачные тучи ходили на небе, так что, можно было надеяться на благоприятный исход этого дня
Начинаясь тропа сразу идет вниз в лес, вокруг трава цветы, настолько высокие, что для того чтобы их понюхать не нужно наклоняться, нужно просто подойти к ним, они на уровне головы, этот аромат, он напомнил мне аромат какой-то женской туалетной воды, бывшей одно время очень популярной, я потом всегда не упускал шанса вдохнуть этот запах, к сожалению, не знаю как называется эти чудеса природы.

Постепенно лес становился все гуще и гуще, многолетние огромные ели разбросали свои корни как паутины, по которым мы прыгаем, местами из почвы выступает влага, может быть где-то рядом родник, вот тропа резко нырнула вниз, по камням, аккуратно спускаемся и она сразу же взлетает вверх, по корням и камням взбираемся вверх и... снова она ныряет вниз и так по кругу, первые 300-400м были для меня очень тяжелые, пришлось прыгать по камням, корням, между луж и грязи, сбиться с пути практически невозможно, очень часто встречаются таблички на деревьях (маркировка маршрута, две белых полосы и между ними красная, сопровождала нас до самого Бабук Аула) да и сама тропа, само направление хоть бы настолько вытоптано тысячами и тысячами ног, что свернуть куда-то в сторону с верного направления, повторюсь опять же, невозможно.

Изображение

Ну я не знаю, конечно не сильно хочется признаваться, но нельзя не признаться, что в этом месте я снова включил мягенького, проявил слабость, я подумал, что весь 30-й маршрут это и есть вот такая вот скачка по камням и корягам и высказал все что я думаю о 30-м маршруте и этих камнях и корягах и обо всем прочем и т.д. и т.п... Я остановился перевести дух, Дима пошел вперед и вот пока я стоял и переводил дух... мне был знак — стою я, отдыхаю, оглядываюсь вокруг, рядом с тропою огромная ель и под елью лежит «кое-что» - это «кое-что» стало наградой мне за всю тяжесть похода, усталость и гнев как рукой сняло! Я схватил это «кое-что» и погнал за Димой, догнал его уже когда тропа вынырнула из леса и пошла среди огромных трав, цветов с видом на Оштен.
Вид назад, оттуда мы и вышли.

Нагнал Диму.

Тропа стала более полога, местами с холмами, кое-где камни, приходилось по ним прыгать, но идти было вполне терпимо, где тяжело, просто опираешься на велосипед, где высоко — просто поднимаешь его и идешь дальше, все хорошо, ах если бы не эти лямки...
Встретили трех туристов, они оставив машину на Яворовой поляне, одним днем, совершили треккинг на Оштен и уже шли назад. Они-то и рассказали нам о увиденных двух медведях, выше по тропе, возле какой-то пещеры, на скалах. Мы разошлись с ними и некоторое время, шли, всматриваясь вдаль, в поиске пещеры и собственно самих медведей, но так ничего и не увидели, а вскоре наша тропа взяла левее, в сторону Фишта, а та, по которой пришли они, ушла вправо, в сторону Инструкторской щели.
На этом отрезке нас обогнали пару-тройку групп, а мы обогнали туристическую семью — мама, папа и два мальчика, они как раз остановились на обед и у нас была возможность с ними пообщаться и передохнуть. Группы мимо нас шли как поезда на Курском вокзале — одна за одной!

Можно смело сказать, что ни одна группа, встреченная нами, не оставила, наше присутствие на 30-м маршруте с велосипедами, без комментариев. В основном удивлялись, кое-кто шутил, часто Диме приходилось выступать с разъяснительными речами, что мы до этого ехали и шли и что это наш финальный отрезок и что мы сознательно на него вышли с велосипедами и что после финиша сядем и поедем и т.д. и т.п.
Гузерипльский перевал был виден нам сразу как только мы вышли из леса и уже не пропадал из виду, не раз в походе замечали, что психологически легче идти к цели, которую видишь, видишь как она приближается, твои труды и усилия вознаграждаются ее приближением.
По ошибке мы думали, что идем вдоль Оштена, но это было не совсем верно, это был массив горы Оштен, а саму вершину с тропы не видно, но это мы уже потом поняли, а так, шли и восхищались своим Оштеном.
Ближе к перевалу, за 200 метров, дорогу нам стали преграждать огромные камни, тропа как гидра многоголовая разбилась на несколько и вилась между глыбами — выбирай любой путь, мимо перевала не промахнешься! Из далека было видно, что на перевале достаточно оживленно! Как для гор, то людей было там очень много.
И вот крайние метры и под подбадривания и удивленные возгласы туристов, мы выплываем на перевал — в это время там расположились на отдых 4 или 5 групп, общим числом, человек 20-30 — кто-то перекусывал, кто-то фотографировался, кто-то лежал, не подавая признаков жизни от усталости. На что я особенно обратил внимание — в группах было много детей, в каждой группе были дети, начиная от 5-ти лет и выше. Мы разговорились с папой этого ребенка, с ним было двое сыновей, оказалось, что у пятилетнего это второй поход, в том году он уже участвовал в походе на байдарках по Карелии! Очень смешно и радостно было видеть, как он в составе группы шел, торжественно неся на плече сковороду, то важное, что ему доверили из общественных вещей группы.

Время было 16-20.
За 3 часа мы с велосипедами в руках и баулами за спиной, дошли до перевала Гузерипльского.

Времени рассиживаться не было, быстро сделали снимки окружающей местности, кстати, здесь нам вроде бы уже объяснили, что отсюда сам Оштен не видно, но все равно, даже один массив его в облаках вызывал восхищение.
На перевале имеются памятные таблички и флаги в честь оборонявших эту местность во время Великой Отечественной Войны.
Вид с перевала. Видна наша тропа, вьется как змейка.

Одновременно с нами с перевала в сторону турприюта Фишт двинулись две или три группы, в итоге получилось, что мы с ними и шли практически нога в ногу до самого финиша. Тропа одна, узкая и темп примерно у всех один. Так и шли, гуськом, по траверсу массива Оштена, Дима вырвался вперед, с ним один из ребят, а я в одиночестве, шел и понимал, что это место, эта тропа, этот маршрут — то место, куда бы я вернулся с удовольствием и не раз. Если присмотреться, то было видно, что мы идем (большую часть) по морене, только морена эта уже порядочно заросла травою, то есть, ледника тут, видимо, нет уже очень давно. Справа, глядя на горный массив, я силился разглядеть вершину, но шапка из облаков прочно зацепилась там, наверху, и никак не собиралась срываться, я буквально залюбовался этой громадиной.

Всегда есть место романтике.

Изображение

Через 500м после выхода от перевала, мы увидели наш следующий перевал — Армянский, тропа к нему идет даже, как мне показалось, с легким сбросом, поэтому добрались мы до него вообще без проблем, единственный момент — тропа очень узкая и в одном месте, нам на встречу шла группа верхом и нам пришлось проявить чудеса горной акробатики, чтобы как козлы горные удержаться на склоне, пропуская лошадей.
Таким я первый раз увидел Фишт.

В 17-25 мы были на Армянском перевале.
И с нами снова были все те же люди, что и на Гузерипльском.
На этом перевале так же установлены памятные знаки в честь обороны этого перевала в ВОВ.
С этого перевала открывался уже другой совершенно вид, не имеющий ничего общего с прошлыми видами, с этого перевала нам открылся во весь рост Фишт. Ну как открылся — мы его увидели, увидели эту громадину, но опять же, верхушка была плотно закрыта облаками и, я в тот момент поймал себя на мысли, если бы в этих облаках начали мерцать молнии, то я бы не удивился, настолько сказочно и даже как-то таинственно, выглядел в тот момент Фишт.
Я стоял смотрел на него и не мог поверить — завтра нам туда, на верх!!! Я вижу ледники, крутые склоны, я даже не вижу вершины, а уже начинаю понимать, что это будет далеко не просто прогулка, у меня аж дыхание перехватило и я даже ужаснулся мысли идти на него в той обуви, в той одежде... ну ладно, Директору виднее, Дима перед походом где-то прочитал, что на Фишт «чуть ли не в калошах заходят» и рассказал мне об этом... ну не знаю, не знаю...

Где-то далеко далеко внизу, такой крошечный, в сравнении с Фиштом, был виден тур-приют Фишт — нам туда!

Изображение

Тропа спуска с перевала буквально вросла в землю, она в некоторых местах имеет полметровые стены, в которых чудесно идти с заплечным рюкзаком, но чуть сложнее, с велосипедом в руках, настолько глубоко ее втоптали туристы за десятилетия использования маршрута.
Следуя по этой тропе вниз, мы постоянно ожидали когда же начнутся трудности, без них ведь не может быть, но, трудности так и не начались — пару раз перешли реку, кое-где были острые камни и ветки, но в целом, идти можно прекрасно, тропа отличная, сначала с крутыми поворотами и зигзагами, а после более ровная, идущая по буковому лесу, деревья, которого полностью покрыты надписями, вырезанными «благодарными» туристами — что характерно, даты... даты... там были и 50-е года и 60-е!!! Интересно, тех людей уже может быть и нет, а надпись на теле дерева еще «помнит» их. Я категоричный противник такого издевательства и, честно говоря, для меня было неприятной неожиданностью увидеть там даты такие давнишние, я считаю эту писанину проявлением крайне низкого уровня культуры, да и в общем-то, интеллекта, и я скорее бы не удивился увидев там даты современного поколения и младшего, но не старшего, не наших родителей, дедов. Почему-то у меня было такое наивное представление, что у них, тогда, через 10-15 лет после войны, было другое воспитание...а нет, оказалось в этом вопросе.

Вдруг наша тропа расширилась и как-то выровнялась, из-за высоких деревьев было непонятно, где мы идем, но стало очевидно, мы спустились. По кустам то там, то тут, бродили туристы, удивленно разглядывая нас, а скорее наши велосипеды, бродили туристы, в поисках дров, по ним мы поняли, что в приюте туго с дровами и сами начали сбор, благо нам, для щепочницы, много и не надо.

Изображение

Вы 18-30 мы вышли к Белой, здесь ее исток. На том берегу был тур-приют Фишт.
Перешли мост и все — финиш!

Что мы увидели, как это описать?! Я не знаю, но попытаюсь.
Огромная поляна, у подножия горы Фишт, по краю этой поляны течет река Белая, а остальная часть поляны занята палаточным лагерем и административными зданиями — палаток очень много, если на глаз, то штук 30-40, пестрые, яркие, много людей, все чем-то заняты, кто-то готовит, кто-то обмывается в реке, такое движение, такое туристическое движение! Я столько туристов в один момент еще не встречал! На территории есть баня, душевые кабинки, несколько кухонь — все для туриста! Это рай для туриста! У меня такая эйфория какая-то была, я как через розовые очки смотрел на все это... я в раю... вокруг огромные горы, рядом столько единомышленников, таких же как и ты, ощущения фантастические... между палаток, летают стайки детей! Там такая непередаваемая атмосфера!!!
От самого мостика через реку и к центру лагеря идет дорожка, мощеная брусками дерева, по ней мы прошли как инопланетяне, я по другому не могу описать, того как на нас смотрели люди, вернее снова не на нас, а на наши велосипеды, думаю, не преувеличу, если скажу, что мы стали «звездами» того вечера в тур-приюте Фишт. Наше появление вызвало определенный интерес и многие подходили знакомится, расспрашивали, слушали, удивлялись, хвалили — столько было знакомств, что я не запомнил вообще имен, но лица запомнил и до самого завершения похода, в Адлере, мы еще встречались с некоторыми ребятами!

Мы зарегистрировались на кордоне, там проверили наши билеты, кратко проинструктировали и показали возможные места установки палаток — мы выбрали под флагштоками, в самом центре, там как раз чудесно разместились две наши палатки, а велосипеды мы пристегнули к этим самым флагштокам.
Пока разбивали лагерь у нас было много гостей, оказалось, что среди пеших ребят были и велосипедисты и как коллеги к коллегам они подходили к нам, а кто-то со словами «у велотуристов есть все», приходил за клеем для кроссовок.
Первым делом, как расположились, я побежал в душ - я принимал первый душ за время похода... это было событие.
Широко известный в узких туристических кругах, егерь Сан Саныч, когда мы к нему обратились за советом, отговорил нас идти на Фишт, с нашим снаряжением там нечего было делать, вернее даже кроссовки наши не подойдут, на Фиште тает ледник, текут ручьи и по ним и по леднику нужно идти на верх, а вот на Оштен, сходить можно легко и мы не колеблясь, решили — идем на Оштен!
Я выдохнул.
Обрадовался.
Вечером, искупавшись, мы ужинали у наших палаток, было еще не темно, но смеркалось и я увидел такую простую вещь, событие, на которое бы может лет 20 назад не обратил внимание, а сейчас, я заметил и очень обрадовался. Опишу, перефразирую классика.

«Когда я вижу бегающих между палаток детей, играющих в лады (в лады!!!), как стайка воробьев между кустами, когда я днем видел 5-ти летнего ребенка, идущего по всесоюзному туристическому маршруту №30 — я спокоен за наше будущее...»

Почему-то мне казалось, что сейчас дети уже не играют в лады и я был очень приятно удивлен...
Я засыпал счастливым туристом.
В окружении сотни таких же.
В окружении роя светлячков-туристов.

Пробег – 28.5км
Набор 1496
Сброс 609

Unknown комментирует...

"....рядом с тропою огромная ель и под елью лежит «кое-что» - это «кое-что» стало наградой мне за всю тяжесть похода..." что такое это "кое-что"??

Крылов Максим комментирует...

Ох ты ж Господи... Вы первый человек, который мне задал в этом блоге вопрос или вообще написал хоть какой-то комментарий за почти год существования...поэтому я и не увидел, потому как - не приучен, не избалован... на вопрос - ответил в ВК.