вторник, 20 сентября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 7-й 30/07/16)

Ночью, распаленный Димой до огромных масштабов, туристический костер, настолько сильно освещал окружающую местность и в том числе внутренности моей палатки, что периодически просыпаясь, я серьезно опасался, мне иногда казалось, что пламя подбирается все ближе и ближе к моей палатке и у меня уже тент схватился.
Перед ответственными днями, у нас была заведена традиция, просыпаться в 5, так как сегодня нас манил перевал Кичи-Ауш, то и проснулись мы соответственно в 5-20.

Утро прекрасное и виден луч солнца пробивающийся над Эпчиком.

Изображение

Символичное фото. Палатки на фоне все того же Эпчика, прошлым утром они были установлены на нем, а сегодня уже на противоположном хребте. Виден наш путь за вчерашний день.

Это было первое утро, когда я почувствовал давно ранее встречавшиеся и уже знакомые болезненные ощущения в мышцах (в этом походе это было в первый и в последний раз — видимо, дальше уже втянулись, прошли адаптацию), значит действительно пора уже было на дневку, пора объявлять выходной — он был близок, завтра у нас должна быть дневка в красивейшей долине реки Б.Марка.
С самого утра, вчера закрывшийся облаками Азгек Баши, предстал во всей красе.

Изображение

Из лагеря выехали в 8-15, в это время солнце уже пригревало хорошо.
Еще в самом начале пути.

Сначала ехали, потом толкали, потом снова ехали, потом снова толкали, если все обобщить, от места нашей стоянки и до самого перевала, соотношение «ехали/шли» составило 30/70, примерно. В финальной части вообще не ехали, хотя уклона там такого уж смертельно и не было, но вот качество дороги — это просто скачки какие-то, а не езда, не было смысла себя и велосипед насиловать, легче просто катить его рядом.

Изображение

Постепенно вышли из зоны леса, поприветствовали «последнее» дерево.

Характерная особенность Кавказа, которую я постоянно для себя отмечал — это высота зоны леса, сравнивая ее с крымской, то получается, что в Крыму на высотах 1200 и выше — растительность уже очень и очень скромная, а на 1500 вообще одна трава и колючки, в то же время на Кавказе — зона леса, шикарного, богатого леса, заканчивается на высотах 2000-2100мнм, с чем это связано — я не знаю, возможно сказывается близость моря, вот такие вот особенности горной местности Крыма и Кавказа.
Дорога в некоторых местах пересекала реку Муху.

Изображение

При попытке проехать в седле один из бродов, я поплатился замоченным кроссовком, что перед пешим перевалом было не совсем хорошо. Поленился разуться и пройти брод нормально и в итоге, продолжил путь, чвякая.
Впереди уже замаячила кошара, виден был и перевал Мухинский, а сзади к тому времени уже закрылся Эпчик, — был виден перевал, покрытый облаками.
Над автомобилем как раз и виден Мухинский перевал. Кажется, что до него рукой подать и подъем не крутой, но это впечатление очень и очень обманчиво…

Изображение

Возле кошары пообщались с пастухом, гнавшем в сторону Кичи Ауша своих «баранчиков» (как он сказал), оказалось, что он даже не слышал о таком перевале, на который мы идем, возможно, он знает его под другим названием. Опередив нас, погнал свою отару, а мы потолкали за ними свои велосипеды. В какой-то момент, от нашей дороги отделилась еще одна — эта на Мухинский перевал, Дима с ней знаком, в прошлом году ходил.
Вот и сама развилка. Нам налево, а направо это на Мухинский.

Миновали остатки подъемника, постройки какие-то и автомобильный кран — что здесь собирались строить? Загадка. Может горнолыжную трассу?
Остатки каких-то бараков, видимо строители в них и жили.

Наша долина постоянно менялась, по зеленым склонам скатывались густые, белые облака, дорога забирала влево и шла в сторону М.Марки — ее было видно вдали и с каждым шагом она как будто вырастала из-за гор.

Изображение

Нас периодически обгоняли джипперы, некоторые приветствовали, махая руками, а некоторые останавливались и общались, все они ехали на Мухинские и Маркинские ледниковые озера, им с нами было чуть по пути, лишь перед подъемом на перевал, они сворачивали еще левее.

Повернувшись назад. Панорама показывает откуда мы пришли. Наша дорога, упираясь в гору уходит вправо. Изумрудная зелень травы, невольно завидуешь парнокопытным иногда, такое обилие пищи!

К обеду как обычно над вершинами начинает кублиться влага, которая по законам жанра позже обязательно выпадет на головы туристов в виде дождя.

Изображение

Наша дорога шла как бы по мини долине, образованной все той же Мухой (ударение на О). Справа от нас находился хребет, на котором и был нужный нам перевал, мы все выглядывали его, пытаясь угадать, где же именно он расположен на хребте, впереди видно было, что от дороги начинается перевальный взлет, но не было понятно, где он заканчивается.

Над головою Димы хорошо просматривается дорога по траверсу хребта – это дорога на перевал, только потом с нее свернуть надо еще на самом верху.

Понятно было, что перевал уже где-то рядом. Перед самым перевальным взлетом, мы устроили небольшой привал.

Изображение

На привале. Слева уходит дорога вдоль хребта, она, в том числе, ведет и на наш перевал, а внизу видна дорога, по которой мы поднимались вдоль реки Муху.

Появились 5 минут, чтобы поснимать природу поближе, горные цветы они особенные, но я был очень удивлен, что практически везде на Кавказе и на разных высотах, я встречал мои любимые незабудки.

На привале Дима пытался сагитировать меня спрятать велосипеды и сходить пешком на Мухинские и Маркинские ледниковые озера — я отказался. Возможно да, стоило туда сходить, вернее я даже сейчас уверен, что стоило, но в тот момент, я посчитал это не обязательным, видя окружающие нас тучи и видя перед собой перевал, вот он, уже рядом, только перевали и все... меня больше тянуло на перевал, пока погода нам позволяла это сделать, скорее всего именно наше «попадание» на Эпчике и испугало меня и отвернуло от авантюры на Кичи Ауше. Я не опасался физической трудности треккинга — налегке, только с фотоаппаратами, мы прошли бы эти 1,5 км не заметив их, но были еще очень хорошо памятны позавчерашние приключения на Эпчике, поэтому мы с легким опасением поглядывали на окружающие нас облака, вроде и цель рядом и вроде ничего нам не угрожает, но так ведь один к одному было и позавчера — тоже все было спокойно, а потом в считанные минуты как круто все изменилось. Не хотелось верить, что мы попадем на втором подряд перевале...
Буквально крайние 20 метров и перевал, дорога тут еле видимая.

Изображение

Но вот 20...30...10 метров и мы на перевале — целые и невредимые, сухие, не уставшие! Чудо! Кавказ может как и испытывать тебя на прочность, пряча свои пейзажи за облаками и посыпая тебя градом, так и показать тебе все свои красоты, не требуя практически ничего взамен — в этот день было так.
В 12-00 мы вышли на перевал Кичи Ауш (2733мнм), тем самым опередив плановый график на 2 часа!
Вид в сторону долин – из правой мы пришли, в левую нам предстоит спуститься.

Перевальные цветы.

Традиционная сессия на перевале. С видом в обе стороны.

Вид в противоположную сторону, видна М.Марка с ее ледниками, вернее с ее остатками ледников. А слева видна дорога на те самые озера.

Изображение

Если кратко описать, то подъем был легким, но надо учитывать, нам повезло с погодой, было солнечно, тепло и безветренно! Возможно, что если бы, как позавчера, мы шли под дождем и ветром, то сейчас был бы рассказ сродни «эпопее с Эпчика»
С перевала открывался фантастический вид на Малую Марку и ее ледники, подножие все покрыто моренами из чего можно представить какие тут были ледники когда-то! Сверху прекрасно просматривалась долина реки М.Марка и вдали, там внизу, мы увидели над рекой... мост. Ледяной мост. Остатки ледника.
Но самое интересное было у нас под ногами — спуск с перевала. Я когда глянул вниз и увидел ТО по чему нам предстоит спускаться, у меня внутри все сжалось, посмотрев по сторонам, я понял, выхода нет, это единственный путь вниз.
Нам вниз, туда, к реке.

Изображение

Это была даже не козья тропа, не знаю какими словами описать крутизну склона, может удастся передать фотографиями.
Начало тропы.

Мы надели баулы на спину, шлемы на голову и начали спуск и... все оказалось не так страшно! Главное начать, а дальше все оказалось гораздо проще, чем казалось сверху и в итоге, этот отрезок мы прошли минут за 15-20 максимум, а дальше уже была тропа по долине, вдоль реки, тут вообще была прогулка. Вот если бы мы подошли к этому перевалу с той стороны, то подъем оказался бы ооочень крутым и там однозначно надо было заносить все по частям!

Получилась такая вот зависимость — подъем на Кичи Ауш оказался легче спуска с Эпчика (лично для меня).
Малая Марка в начале своем состоит из нескольких ручьев, нам нужно было перейти на левый берег и мы решили сделать это здесь, пусть и несколько, но ручьи небольшие, а дальше уже одна река, но там очень сильное течение и это уже полноценное форсирование. В итоге мы конечно «нырнули» в эти ручьи, но нам было не привыкать...

Изображение

Дошли до «ледяного моста» - очень интересное место, устроили фотосессию, Дима лепил снежки, я фотографировал — вокруг лето, цветы, тепло и... снег, лед. Хотя видя какими темпами капает вода со свода, мне кажется, что жить этому леднику оставалось недолго. Глядя на «мост» издали я вообще хотел на нем сверху сфотографироваться, но когда мы подошли ближе, передумал, слишком хрупкая уже была конструкция.

Тропа изобиловала кочками, камнями, местами, если близко к реке, то и грязью, поэтому мы баулы не перевешивали на велосипеды и так и шли.
По склонам постоянно встречались бывшие места лежки ледников — морены. Вот так ледник, двигаясь, перетирает камни в такой вот «гравий», насколько я понимаю процесс их образования.

Изображение

Вдоль реки пасутся коровы, мы стали свидетелями, когда быки с одного стада сошлись в битве за территорию с быками из другого стада, там прямо целый триллер был со своим сюжетом и все этой действо проходило в реке. Решили из Малой Марки воду не набирать, посмотрев на эти движения.

Долина сделала поворот в лево и мы увидели Мухинский перевал снизу, вид из долины, так сказать — особенно впечатлила тропа, как струна, как будто кто-то под линейку взял и прочертил ее по траверсу склона, еще тот экстрим спускаться по ней!

Завиднелся лес, сначала как обычно можжевельники и кусты, а потом уже и появились царские ели, сосны.

Начинается спуск в долину, справа видна огромная сосна, дальше, в лесу их было очень много, что добавляло лесу какой-то сказочности. На снимке видна гора, вот под ней и была наша стоянка.

Изображение

Только вошли в лес, как начался дождь. Пришлось ускоряться, очень не хотелось за 300-500м до стоянки попасть под ливень и намокнуть! Тропа в лесу по своему качеству лучше и легче, чем аналогичная при спуске в Теберду с Эпчика и короче на много!

Выход на поляну.

В итоге спуск с перевала Кичи Ауш начали в 12-30, на место стоянки попали в 14-40. Палатки ставили уже под дождем, очень быстро, краем глаз успевал обозреть, где же мы оказались и уже был впечатлен красотою долины реки Большая Марка... ну вот палатка установлена и быстро ныряю в нее — все — финиш! Вот тут и пригодились нам те пару часов, что мы потратили бы на поход к ледниковым озерам, добавлю, что уже ближе к финишу, со стороны Кичи Ауша и Малой Марки докатывались раскаты грома, то есть, успели мы идеально вовремя проскочить этот перевал! Хотя, если на секундочку представить, что мы снова попали в грозу на перевале, то это было бы так же ярко, как было и на Эпчике — 100%.
Наконец-то у нас появилась время полноценно выспаться, отдохнуть, постираться и просохнуть, зализать раны, разложить по полочкам мысли и записать их, для того чтобы сейчас я мог писать этот отчет.
Я лежал в палатке, кожа ног жутко горела от ласок крапивы, видимо на молодую попали, печет жутко и ничего не сделать, но это мелочи — ведь завтра у нас выходной! На часах было лишь 3 часа дня, а мы уже стоим лагерем, первый раз такое у нас раннее «приземление». И уже не беспокоил барабанящий по тенту дождь, пусть идет (лишь бы завтра не было, постираться хотелось бы конечно).
Через 2,5 часа дождь прекратился, у нас появилась возможность выбраться из палатки и более пристально познакомиться с местностью, где же нам предстоит отдохнуть. Я это место запомнил еще год назад в отчете о предыдущем походе у ребят и еще тогда оно мне запомнилось, а в жизни все оказалось еще более масштабно и фантастично.

Изображение

Дима провел меня к роднику, который вырывался из под земли практически у самого берега реки и через 10 метров впадал в нее. Познакомился и с рекой. Искупался. Вода бодрящая, градусов 8-10, ледниковая. Течение очень сильное!
Место нашей стоянки было похоже на кусочек сказки — долина быстрой реки, по сторонам горы, а за ними прячутся ледники Малой Марки, которые на закате из белых превратились в алые.
На фото видна вершина Малой Марки.

Изображение

Ужин варили на костре, не на печке, а именно на костре. Дима сказал - «Для души».

Перед сном разбросав петарды вокруг лагеря, предупредили всех диких животных, что мы тут ночуем. Уж больно место показалось диким и я опасался ночных гостей, вернее, гостя. Я сейчас не о барсуке говорил.