понедельник, 26 августа 2019 г.

Трейл "Пещерные города 2019" (17/08/19г)


Как же так получилось?

История эта начиналась летом 2018 года, именно тогда я узнал о проведении такого мероприятия как трейл «Пещерные города», проходящего в окрестностях Бахчисарая. Я внимательно следил за группой мероприятия в ВК, за подготовкой соревнования, сам я тогда как раз только занял третье место на втором своем «Осеннем мультитрейле 2019» в Зуевке и понял, что тема трейлов мне интересна и надо пробовать что-то кроме родного Донецкого кряжа, само место проведения и, собственно, идея очень заинтересовали меня. В пещерных городах, по которым проходил маршрут я был уже неоднократно – как пешком, так и в рамках велопоходов, но чтобы бегать по тем тропам и дорогам, такого не доводилось… Мероприятие состоялось, я просмотрел все видеоотчеты, множество фотографий и понял – «надо брать!» И когда, в ноябре 2018г подошел день моего рождения и Женя задала мне традиционный вопрос «А чтобы ты хотел…» - ответ у меня уже был приготовлен заранее! Я хотел бы слот на участие на 25км в 2019… при оплате в ноябре стоимость была 1500руб – и Женя мне его сама и подарила!
Кстати, вот вам, бегуны, рубрика «Полезные советы» - это беспроигрышный вариант, попросить у супруги/девушки в подарок слот на участие в старте – почему?
Все просто: во-первых – это же день рождения, ну как она вам сможет отказать…?
А во-вторых – она же сама вам подарила участие в соревновании – ну как она может быть против вашего отъезда на него???
Многоходовочка!
Я, конечно, знаю, что эти строки будет читать и Евгения, но скажу сразу, эта схема у меня сложилась в голове уже после того как все было куплено и оформлено, а не наоборот!
Выбор дистанции для меня не был проблемой – 5 и 10 не сильно интересно – 25 в самый раз – а 42 многовато будет пока…
Как готовиться? К чему себя готовить? Можно ответить просто – к бегу по горам, но это слишком простой ответ, на слишком сложный и обширный вопрос.
Тут ни стоит покупать программу в интернете – «Полумарафон за два месяца», ну или что-то подобное… здесь нужно подходить более основательно, а это можно сделать только с помощью знаний, знаний полученных, в первую очередь, из книг, лекций, а потом уже из заметок, статей в ВК. Сейчас печатается достаточно много литературы, посвященной бегу, трейлраннингу, ультрамарафонам, стоит она конечно не дешево, но при желании практически все можно скачать и бесплатно.
Это список книг, которые значительно повлияли на мое понимание бега и о беге:


Так же очень много полезной информации было почерпнуто из отчетов, статей по сети, такие сайты как «Марафонец», группа в ВК «БЕГ», TrailRunningScool Дмитрия Митяева и прочие, прочие…

После прочтения всей этой информации, я составил программу подготовки под конкретный старт со всеми причитающимися макроциклами, отдыхами, разгрузками и подводкой к самому старту, как это должно было быть, в моем понимании.

В зимне-весенний период тренировочная неделя, примерно, выглядела так: три тренировки беговые (восстановительный, медленный бег, темповая и длительная) и три тренировки в неделю плавание. Плюс в день восстановительного бега – ОФП, дома у меня есть небольшая штанга и этого было вполне достаточно и СБУ.
В весеннее-летний период плавание начало отходить на второй план и добавился велосипед – соотношение тренировок осталось таким же.
По беговым, по длительности – за две недели до старта, пока не начался период разгрузки, расстояние и время каждой тренировки было от 1 часа до 3,5 и соответственно с расстояниями от 10 до 40км за тренировку, в зависимости от цели тренировки и задач. Весь период подготовки расстояния постепенно увеличивались.
Например, в понедельник/вторник был восстанавливающий, медленный бег до 1 часа – чистый отдых.
Обычно вторая беговая тренировка (среда/четверг) была либо интервальной, либо горочки – горочки я бегал (для харцызян) по дороге от Горводоканала, мимо хлебзавода и на верх, там практически нет машин и людей, идеальное место для тренировки, длина подъема около 500 метров и уклон до 10%, а интервальные тренировки я бегал в наших «соснах» в парке за ставком – отрезки были разнообразными 200-400-600 метров и по времени до 1,5часов, я вообще считаю, это место лучшим для бега в Харцызске – тенек, мягкая хвоя под ногами, и сосновый аромат в воздухе (особенно после дождя) – что еще надо? Для себя так и не смог дать ответ – почему десятки людей в ста метрах от «сосен» убиваются сами и убивают свои колени на ужасном асфальте стадиона??? Дань традиции?
Традиция. Так все делали?
Что за этим стоит?
Не понятно…

Субботняя – самая интересная тренировка – длительный бег. Постепенно я убегал все дальше и дальше от Харцызска и все чаще в сторону Зуевки, Медвежки – там просто фантастические места и масса вариантов маршрута и, что очень важно, там есть хоть какое-то подобие крымских горок, я сейчас о Зуй-горе, да, конечно, тяжело готовиться к гонке с набором высоты 1000м, когда ты в Зуевке за 35км, набирал максимум 450 метров… но этот лучше чем ничего!
Итоговое соотношение моих тренировок – грунт/асфальт – 80/20, но надо отметить, что грунт в большинстве своем был достаточно жесткий и утоптанный. Там же соответственно, бегались и спуски – замечу сразу – недостаточно, как показала практика, но об этом позже…
По велотренировкам тут рассказывать особо нечего, от 25 и до… бреветов 200, 300.

За две недели до старта я начал «разгружаться», постепенно уменьшая беговые объемы и интенсивность, чтобы к старту подойти отдохнувшим и на, так называемой, суперкомпенсации, как это было в моем понимании. У меня конечно были переживания, что как это так, я бегаю меньше, чтобы пробежать лучше? Логика бунтовала, но, как оказалось – это был верный путь.

План на гонку.
Куда же без плана? По итогам прошлого года я знал, что победитель бежал по 5:38 – вот это и был ориентир, но это первое место, все таки!
Предварительно, зная, трек гонки, имея график высот я для себя очень подробно разобрал предстоящий забег и его маршрут, так, для себя я его разделил на четыре части – столько сколько подъемов, для каждого «торчка» определил уклон в %, длина набора и на каком километре будет сам пик, эту шпаргалку из четырех цифр я перед стартом написал у себя на руке, рядом с часами и я знал, что первый подъем, допустим идет от старта и до 2,4км, 

Хребет, куда нужно было подниматься на первом подъеме и вид с него на Бахчисарай.







а потом спуск (длину спусков я не высчитывал – зачем?), второй подъем должен был самым длительным и составлять 3,3км и т.д. – это к вопросу тренировки горок – очень сложно подготовить себя к забеганию на протяжении 3км, если у тебя под рукой только 100м Зуй-горы или 500м «мимо хлебзавода»… третий подъем – на Тепе-кермен был не таким длительным, но крутым, ну и четвертый… как ожидалось, чуть меньше второго, к Кыз-кермену.


Для себя выделял второй и четвертый, так и получилось.
Считаю, что такой подробный разбор предстоящего маршрута имел очень большое значение, я бежал не просто по разметке на камнях, я реально знал, что да, через 200м начнется спуск и можно сейчас добавить в подъем, что бы на спуске выдохнуть.
Какой был план на гонку – расчетный темп 6:10 – 6:15. Подъемы по возможности – забегаю, но без фанатизма, где надо – захожу. На пологих участках «на все деньги!» отыгрываю потерянное, пульс до 160ти, каждые 40 минут – гель, ни на кого не смотреть, никому на хвост не садиться, получать удовольствие от созерцания красот! J
Сам старт был назначен на субботу 17 августа в 7:00, от Ханского дворцы в Бахчисарае.
Я приехал ровно за сутки, автобусом из Харцызска, в пути был около 20 часов и в результате малоподвижного сидения у меня просто дико отекли ноги, а это была реальная проблема, т.к. кроссовки у меня было вот-вот, без подобных зазоров!
В день приезда я сделал полезное дело – провел разведку на местности, пройдя первые 10км и ознакомившись вживую с трассой, с подъемами и спусками, вот это был действительно правильный шаг и я не раз об этом вспомнил, пробегая назавтра по этим же тропам…
Поселился я в хостеле в Бахчисарае, хозяйка любезно разрешила мне поставить палатку в саду, хотя, конечно, можно было и в помещении проживать, но мне наоборот, в радость, хоть пару дней в палатке.
Сам хостел находится в 10 минутах от старта и в прямой видимости от финиша. Очень хорошее место, рекомендую и да, это реклама!

Проснулся я за три часа до старта. Сделал зарядку. Ровно за два часа до старта позавтракал – 3 вареных яйца, 150гр ветчины, плавленый сырок, стакан ряженки, печенья и все.
Ноги за сутки успели отойти и я с удовольствием запрыгнул в свои любимые кроссовки (HOKA ONE ONE).
До места старта протрусил метров 700-800 и там на протяжении 15-20 минут побегал по дороге трусцой, потянулся, до самого старта держал «мотор прогретым» около 90-100 уд/мин.



Брифинг.
В стартовом створе стал в первом ряду, наученный прошедшим триатлоном, в итоге мой первый ряд превратился во второй, что тоже не очень плохо.
Стартовый отсчет.
Погнали.
Прогретый мотор позволил хорошо начать даже в легкую горочку.
Во время стартового отсчета как мантру про себя повторял фразу «не смотри по сторонам, не смотри по сторонам», т.к. с нами стартовали ребята и на 5 и на 10км, но внешне их ведь не отличишь и можно «зацепиться» не за того человека. Бежал в своем темпе, до самого начала первого торчка к, т.н., бахчисарайским сфинксам, боковым зрением начал отмечать оббегаемых участников, меня, вроде бы, никто не обгонял, кроме первых двух рядов, которые улетели вперед.
Крутой подъем захожу пешком и наверху сразу ускоряюсь по сосновому лесу, эту связку я отрабатывал дома, на Зуй-горе – подъем быстрым шагом и наверху ускорение, маршрут вывел на самый край с видом на Бахчисарай, здесь уже не было преследователей ближе чем метрах в 50-70 и у меня появилась возможность осмотреться и перевести дыхание. В принципе, первый подъем позади, впереди относительно ровный участок (качели), на котором можно было и отыграть потерянное. 


Спуск с плато проходил в экстремальной расщелине, там, конечно, нужно было быть очень осторожным, но я вчера там проходил пешком в сандалиях, кстати, перед этим спуском я единственный раз сбился с трассы, свернув не туда, пришлось возвращаться – но это 100% моя вина, я ведь знал, что спуск вдоль газовой трубы и все равно побежал за другим участником!



Выскочил на улочки старого города и дальше по асфальту до самого начала подъема к Успенскому монастырю, темп держал 4:10-4:20.
На развороте стоит девушка волонтер, на ходу спрашиваю – впереди много участников? Она отвечает – уууу да… блин, тут у меня нос и повис – откуда их там много??? Когда они все убежали??? Может она имела в виду, что бежать еще мне много?
На подъеме конечно стало грустно, на шаг не переходил, но бег замедлился капитально, а ведь это самый длинный торчек, до стен Чуфут Кале аж… но после Успенского монастыря подъем стал более-менее забегаемым, правда сама тропа состоит из отшлифованного ногами камня… вот и снова волонтер и резкий пеший подъем к стенам, тропа вдоль стены вполне хорошая, до самых главных ворот города, оттуда по каменной дороге до караимского кладбища, на кладбище местные караимы набросали бревен и веток поперек дороги, видимо для того чтобы местные джигиты не катались на своих УАЗиках, ну а для бегуна это лишний барьер… выгреб на верх, по шпаргалке вижу, что это вершина второго подъема – ну и отлично! Метров 500-700 бегу один и фактически без разметки, т.к. сворачивать особо тут некуда, но бегу насторожено, чтобы далеко не убежать, на всякий случай… вдруг вижу впереди флаг организаторов! Точно! Все верно! И тут начинается спуск, мы по нему ездили в ноябре 2013 в велопоходе, только в этот раз я тут дал на все деньги!!! Бежал от души, постепенно спуск закончился и тропа стала пологой и с легким набором, удалось бежать по 4мин/км, и что важно – ноги бежали, именно бежали, а это такое удовольствие!!! Но вот и конец халяве… набор на Тепе Кермен… кто там был, тот знает КАК туда заползать!!! Наверху встретил двух ребят, они сбились, вернее запутались в разметке и мы уже вместе разобрались и с одним из них (Антоном) бежали потом вообще до самого финиша, к сожалению, не знаю его фамилии, он бежал вне зачета и взялся меня «лидировать», так на финиш и привел – спасибо тебе большое!
Но подъем на Тепе Кермен это еще легкое дело, в сравнении со спуском по сыпухе с другой стороны… но перед спуском не могу не рассказать о самом красивом и, в то же время, самом экстремальном участке маршрута на 25км – это когда тропа шла по низу города, вдоль обрыва… более красивого, более опасного и фантастического участка я еще не бегал в жизни, и пусть он не длинный, всего метров 100-200, но это было что-то из области скайраннинга, мне кажется. Очень жаль, что в этом месте не сидел в засаде фотграф, там могли бы получиться очень интересные снимки! Отсутствие фотографов и видеографов на трассе это, пожалуй, единственный минус организации гонки, ко котором я хотел бы сказать.
Но вот и спуск.
Сыпуха жуткая.
Кроссовки отрабатывают на всю!
Ноги аж кряхтят от постоянного напряжения на спуске, вот где я вспомнил, о том что недостаточно тренировал спуски, но все равно, даже если бы я уделял больше внимания этому элементу, вряд ли возможно подготовиться к такому!!!
После спуска выбежали к первому пункту питания, это был 15-й километр. На пункте быстренько закинул в себя стакан воды, два колы и скибку арбуза, а вторую взял с собой, жевал на ходу!
Отрезок до окраины д.Машино по дороге вдоль Качи, тоже очень понравилась та дорожка… когда-то я по ней гонял на велосипеде и даже подумать не могу, что в будущем побегу здесь.
Но вот и околица и трактор с разметкой на отвале и впереди он… Кыз Кермен… четвертый, последний подъем, а он по длине и набору почти такой же как второй, только я уже не такой как перед вторым подъемом! А его первая часть идет под открытым небом, тени нет, а солнышко уже поднялось… подъем давался тяжело, сказать нечего, тут пошла в ход «тяжелая артиллерия» - у меня было грамм 200 пепси… не помогло, но постепенно хотя бы в тень сместилась тропа! А в некоторых местах уклон стал резко вертикальным и на некоторые уступы даже приходилось залазить с помощью рук, но таких мест было не много. Вот на этом этапе моя шпаргалка на руке дала сбой – я знал, что согласно моим замерам, пик набора будет на 18км и на это настраивался, но вот он 18-й километр, а все еще гребу вверх… елки-палки…вот уже и 18,5км, а спуска нет и нет… и только на 19м километре я выскочил на верх! Как я это понял? Да очень просто… выше уже было некуда! Вокруг обзор такой, но тропа сразу свернула в лес. Начинаю наверстывать и тут – первый звоночек – судорога слегка схватила левую икру, через пару секунд и правую, схватила и отпустила, как бы предупреждая… решаю темп не сбрасывать, а стараться максимально расслаблять ноги при проносе, вроде бы отпускает и когда уже, казалось бы, все наладилось… я спотыкаюсь, теряю равновесие и просто чудом успеваю выставить ногу и удержать равновесие, попутно хватая судорогу на левой ноге… пришлось вдохнуть-выдохнуть и снова, расслабившись кое-как отбиться от нее… а ведь предчувствие финиша уже сказывается, я знаю, что еще 2-3км и финиш и финишная прямая вся под горочку… но вот лес заканчивается и я понял, это она… ну и тут, на все деньги до самого финиша (по 4:05)!







Питание во время гонки – с собой брал три геля, из расчета 1 на 40 минут – употребил два, плюс на пункте питания – кола + вода + арбуз, за всю гонку выпил около 1л воды (гидратор). Через пару часов после гонки наелся до отвала макарон быстрого приготовления.

Режим – главная задача была – выспаться, с ней справился, за два часа прием пищи – удалось, в принципе и все.

Снаряжение – кроссовки HOKA ONE ONE Mafate Speed 2, футболка DEMIX, шорты CRIVIT, рюкзак с гидратором с Али, часы GARMIN FENIX 2 – вот и все.
Наушники не брал, хотел слышать свое дыхание и пение птиц )



Погодные условия – с этим повезло, старт был в 7 утра и температура была около 19-20, солнце еще не успело начать жарить, когда я уже финишировал, только лишь на последних пяти километрах, удалось ощутить некоторые прелести солнцепека.

Результат – 23,5км – 2:33:33, третье место в категории Мужчины -25.






Последствия – спуски не прошли даром, как оказалось, к ним, вернее, к таким, я был не совсем готов и в итоге, следующие 3-4 дня была крепатура в бедрах.

Итоги. Выводы – вся эта затея, подготовка и реализация, можно сказать, что это была самая долгоиграющая спортивная акция в моей жизни, хорошо, что удалось реализовать цель, хотя перед стартом, я себе ставил – хорошо – попадание в 10-ку, отлично – в 5-ку, а оно вон как вышло… после пересечения финишной линии это был момент абсолютного спортивного счастья… я специально не считал, сколько часов тренировок было затрачено именно ради этого мгновения. По самой подготовке – гонка четко выделила слабые места и как бы это не звучало – это спуски, хотя многие трейлраннеры и прочие бегуны говорят, что спуски зачастую, тяжелее бежать, чем подъемы, теперь я в этом убедился лично, тут нужно дорабатывать – это самый важный вывод. В целом, я доволен, тем как удалось подготовиться и, как бы это нескромно не звучало, доволен собой, своим организмом, спортивной формой, на которую удалось выйти к моменту гонки, я прекрасно себя чувствовал на пологих и с легким набором участках, на каменистых участках и тропках.

Что дальше – эти 2,5 часа в гонке, в некотором роде, изменили мои взгляды на бег, на тренировки, открылись новые моменты, о которых я не знал и что важно – этот результат, он просто нереально мотивирует идти, вернее, бежать дальше, больше, выше – такой заряд энергии, который нужно обязательно реализовать в будущем! Какие планы… в этом году еще три старта (беговых) и два вело, для души, дома, а вот по следующему – вопросы, хотелось бы пару стартов, один в конце весны, начало лета и второй на конец лета, это в идеале, расстояние – 25км я уже, скорее всего, не побегу, нужно расти, идти дальше, а дальше… 33… 42… 55км, да их там еще много
J

четверг, 12 июля 2018 г.

Крым 4 года спустя. Горы и пещеры.

Начинать всегда сложно, но нужно, тем более, пока свежи воспоминания.
Учитывая, что последние три года у нас не было возможности посетить Крым с целью отдыха, то эту поездку мы ждали очень, хотя, время я не торопил, оно и так быстро пролетело, и вот, вроде бы, только вчера мы заказали билеты (начало февраля), как уже надо собирать вещи (начало июня).
Хотелось в одной поездке совместить все и попробовать походной жизни, с нами был Никита и это был его первый выход «в горы», так и спокойный, размеренный, семейный отдых, с культурной программой. По факту, все нам удалось и всего в этом отпуске было в меру.
План был такой – 3-4 дня в горах (было два варианта маршрута) вдоль моря от Ялты в сторону Фороса, только по верху, считаю, что для знакомства с горами это самый лучший вариант и красиво и море видно и в любой момент можно выйти в цивилизацию, потом планировалось 5-6 дней провести в Балаклаве, снимать жилье и всячески культурно отдыхать.
По логистике, транспорту.
Вспомнили, что давно мечтали полететь на самолете, а особенно в Крым, так это двойное удовольствие. В январе я начал просматривать соответствующие сайты на предмет авиабилетов, как оказалось, лоукостер «Победа» в Крым не летает, предела моему возмущению не было, так как альтернатива ему были билеты по 8-9 тыс руб – о какой доступности и какой популяризации Крыма тут можно говорить, если билет из Москвы в Ростов мог стоить 2,5 т.р, а из Ростова в Симферополь 8-9… долго я возмущался, но мысленно уже смирился, поедем автобусом, хотя, сутки тарахтеть вообще не радовало, но ради Крыма мы были согласны потерпеть, конечно же. Не знаю, что именно, спустя пару недель, натолкнуло меня посмотреть снова цены на билеты, но как оказалось, в начале февраля билеты на самолет Ростов Симферополь стоили около 3,3т.р. (вылет в 13 прилет в 14), а учитывая цену на автобус – 2,1-2,3тыс.р то сомнений не было – полетим. Да, был риск, билет почему такой дешевый, в том числе из-за того что он и невозвратный, т.е., в случае отмены, сдать ты его уже не сможешь, но риск дело благородное и хотя, в нашей окружающей ситуации, сложно загадывать на полгода вперед, мы рискнули и наша ставка сыграла.
Подготовки особой не было, не тот поход, как бы. По снаряжению у нас все было свое. Взяли только два спальника, вместо 3-х, мы же не зимой идем, как-нибудь не пропадем, палатка и все прочее у нас было, щепочницу с собой не брали, взяли газовую горелку, в Ялте прямо на автовокзале есть туристический экипировочный центр (что-то вроде нашей «Вертикали» бывшей) называется «Геккон», где мы и докупили баллон и еще кое-что, я предварительно только списывался в ВК с магазином и мне подтвердили, что все в наличии.
Совершенно не заметно подошла дата выезда. Логистика, конечно, у нас получилась сложная… в итоге мы хоть и оказались в Крыму за час, но все равно были вынуждены переночевать в Ялте, затариться продуктами и только тогда выдвинуться на маршрут, потеряв в итоге те же сутки, но приобретя положительные эмоции от перелета.
На сегодняшний день, для большей части харцызян путешествие, поездка за пределы республики начинается… нет, не с вешалки, а с родничка, именно там пыля на обочине, притормаживают разнообразные микроавтобусы, автобусы и прочие перевозчики, дверь распахивается-запахивается и все – ты уже в отпуске. 

Изображение

Но это не единственная примета нашего времени, вторая это – куда направляется каждый днр-овский водитель после пересечения границы? Правильно… на заправку!!! Ну куда же еще??? Да, надо признать, что по не совсем понятным, для обычного обывателя, причинам топливная пустыня ДНР, заканчивается таким сказочным и манящим дизельно-бензиновым оазисом Российской Федерации… поэтому нет ничего удивительного, что вырвавшись с территории МКПП сразу следующая фраза произнесенная водителем – «Полный бак!!!!!»

Изображение

Изображение

Оборачиваясь назад, над домом гремела гроза…

Изображение

Ну вот и все, таможенные формальности пройдены, баки заправлены и дальше можно наслаждаться прекрасными видами из окна, а именно, засаженные поля, хорошие дороги, опрятные поселки – видно, что область ждет в гости Чемпионат мира, видно это по всему и, в том числе, по мерам предосторожности на дороге, вдоль дороги и на въезде в Ростов, как бы кто к этому не относился, но это реалии нашего времени и с этим нужно смириться, тем более, что наш перевозчик оказался подготовленным (у него была какая-то специальная штука в автобусе) и нас без проблем пропустили в город, а ведь были прецеденты, что автобусы тормозили и пассажиры с окраины своим ходом добирались в город.
Не могу не отметить, что в преддверии мундиаля город преобразился, возможно, кто-то из россиян мне и возразит, но мне есть с чем сравнивать и те вливания и силы, которые были вложены в инфраструктуру города, их невозможно не заметить! Да, конечно, всегда и везде можно найти загаженный участок, но, зачастую, в этом нет вины коммунальщиков, просто физически невозможно успевать убирать за некоторыми индивидуумами. И опять же, добавились меры предосторожности, мы только и успевали скидывать рюкзаки на рентген и проскакивать решетки металлоискателей, переходя то с автовокзала на жд, то обратно с жд на авто в поисках жилья.
В итоге, на жд вокзале мы не стали оставаться, предложенные условия и цена нас не устроили, вернулись на автовокзал и на 5-м этаже 10 или 11-ти этажной гостиницы мы сняли на ночь номер на троих за 1800 рублей (для информации, если кто-то будет по ходу повествования отслеживать затраты, то проезд в Ростов из Харцызска вышел по 600 руб/чел).
Номер опрятный, ничего лишнего, нам он нужен был только для сна, чем мы сразу и занялись!

Изображение

Утром, чтобы не задерживаться, в 8 мы уже покинули номер, перекусили в закусочной и начали искать этот аэроэкспресс – я знал, что с жд на аэропорт Платов каждые полчаса ходит автобус, в итоге, его трудно было не заметить, мы встретились. На пол борта автобуса была нанесена надпись «Платов», как оказалось в таком комфортабельном автобусе будут всего 4 пассажира – мы и сотрудница турцентра аэропорта. 

Изображение

Здесь до меня дошло, что у нас с собой должны быть в распечатанном виде посадочные талоны, а так как я перед самым выездом из дома регистрировался на рейс, выбирая места у иллюминаторов, то распечатать их дома я уже не мог физически. Вот тут нам и пригодилась сотрудница турцентра – она пообещала нам помочь и сказала, что у нее все распечатывают.
Аэропорт «Платов» находится в 30-ти километрах от самого Ростова, стоит ли упоминать, что дорога туда проложена новая. Сам аэропорт уже со стороны притягивает внимание необычностью форм и конструкций, издалека кажется, что он совсем не высокий, но когда подъезжаешь к самому входу, то так уже не кажется…

Изображение

Изображение

Распечатали посадочные талоны и уже объявили начало регистрации на рейс. 

Изображение

Изображение

Потом, в зале ожидания у нас было еще около полутора часов, чтобы поглазеть вокруг, повстречать и провожать самолеты, мы отвыкли от них дома, а Никита вообще никогда не видел их так, так близко. 

Изображение

Изображение

В зоне ожидания оформлена интересная панорама, становишься в ее центр и вокруг тебя разворачивается бескрайняя донская степь… 

Изображение

Так же есть интерактивное полотно батальной сцены Отечественной войны 1812-го года, в которой донское казачество сыграло не последнюю роль (атаман Платов и т.д.), с виду обычная картина, но стоит тебе посмотреть на некоторых персонажей в специальный прибор, как они буквально оживают и вот уже кони скачут, наездники стреляют, летят копья, ядра…

Изображение

Пытались в дьюти-фри найти алкогольный магазин, дабы сгладить страх от предстоящего полета, но там только шоколадки и сувениры оказались (шутка).
Время прошло незаметно и вот уже подали наш самолет и объявлена посадка. 

Изображение

Стюарды и стюардессы, выполняя тысячный раз один и тот же ритуал, своими лучезарными улыбками заманивают пассажиров в салон, где ловко растасовуют их по местам. 

Изображение

Мы брали билеты по правому борту, зная примерный маршрут полета, я очень хотел посмотреть на нашу Родину с высоты полета самолета, да, конечно, по левому борту «показывали» Крымский мост, но его я еще и так увижу, нам по нему домой ехать, а вот когда в следующий раз полечу, это загадка, так что, нужно было использовать представившуюся возможность по полной.
Краткий инструктаж, на автомате прощупываю спасательный жилет под креслом – мой на месте – руление на полосу и вот самолет замирает перед рывком в свою стихию…
Рывок вперед, сила тяжести вжимает в кресло, картинка в иллюминаторе ускоряется, но кажется мы не так уж и быстро «бежим», как маршрутка «Донецк-Макеевка», и пока ты так думаешь, не заметно, понимаешь, что ты уже в небе… аэропорт начинает куда-то резко проваливаться, самолет делает крутой вираж, так что ты оказываешься почти параллельно земле, мужик в соседнем ряду уткнулся лицом в спинку впередистоящего кресла, видимо летать боится, глаза зажмурены… откинулся только после посадки в Симферополе… а я в это время любуюсь Землей с высоты…

Изображение

Изображение

Изображение

Над Ростовом самолет разворачивается и берет курс на Крым, 

Изображение

внизу проплывает город, Дон, извиваясь и делясь, впадает в Азовское море, впервые я вижу все это сверху… 

Изображение

вот и Таганрог… 

Изображение

вон дорога на Матвеев Курган от Самбека, а вот и Седово и Новоазовск… коса Меотида

Изображение

все родное… и Мариуполь… с неба не видна линия фронта и ничто не говорит, что там происходит нечто подобное, интересно, видно Седово, коса Меотида и виден российский берег, остров Ейская коса, как морской скат раскинул крылья, все настолько близко и все рядом, рукой подать. 

Изображение

Для понимания обзора и масштабов, нам повезло, была идеальная погода, ни облачка и когда самолет начал снижение над Генеральскими пляжами, 

Изображение

справа по борту отчетливо было видно северное побережье Азовского моря, а именно, Обиточная коса… вот такое оно, Азовское, море, маленькое.

Изображение

А я искал взглядом ее – Арабатскую стрелку… вот и она, вот и Сиваш, 

Изображение

Изображение

все знакомое и родное и вдруг прямо под нами я разглядел еще одно из красивейших мест Крыма – Белую скалу, сверху она совсем не такая и нелегко узнаваема, а вместе с ней и строящаяся трасса «Таврида»

Изображение

Изображение

А вот уже и Симферополь, мы обходим его с юга, самолет закладывает правый вираж и перед нами он – Чатыр Даг и вокруг они – Крымские горы!!!!!!! Нам туда!!!!

Изображение

Изображение

Сверху, по всему Крыму четко просматривается следующая крупная стройка – трасса Таврида – ее трудно не заметить.

Изображение

Земля начинает быстро приближаться, начинают становиться видимыми автомобили, даже люди, все ближе и ближе и быстрее, быстрее… толчек и все – мы на Земле. Симферополь!!!
Пассажиры хлопают в ладоши.
В Симферополе сразу понимаешь, что ты в новом аэропорту, аккуратные ларечки еще пустые, рекламные места не заняты, помещения просторные, заблудиться что в Ростове, что в Симферополе невозможно – везде указатели и прочая информация.

Изображение

Изображение

Подождали наш багаж, минут через 15 он «выехал».

Изображение

Изображение

Предварительно я знал, что от аэропорта Симферополя до Ялты и не только ходят прямые автобусы и мы в этом убедились сразу, как только вышли из самолета – нас встретила девушка, раздающая буклеты, в углу была касса, что-то типа «АэроБУСа» и как зачастую бывает – первое предложение оно самое невыгодное, поездка до Ялты стоила 500р на этом транспорте. Мы не горячились и спокойно вышли на улицу, жаркое крымское солнышко пригревало и на остановке нас ждал чудесный новый троллейбус, мягкий и прохладный, который за 50р с человека довез нас до жд вокзала Симферополя (30мин) и оттуда же, на подобном же троллейбусе мы еще за 150 с человека доехали и до Ялты. Новые троллейбусы порадовали очень. Комфортно. Удобно. Мягко. Да, конечно чуть дольше из-за пересадки, но с этим можно смириться.

Изображение

Изображение

По пути до жд вокзала я внимательно всматривался в окно, я все время пытался сравнивать и это преследовало меня весь отпуск – я вспоминал как было и смотрел как стало, что могу сказать по Симферополю, были мы там не много и не везде, но пока что, внешне, изменения не сильно заметны, так, если сравнивать с тем же Ростовым, то это небо и земля, тенденция конечно есть, но еще в зародыше.
При пересадке грустно было видеть пустой жд вокзал Симферополя… его привокзальную площадь… этот Вавилон, как я его называл, каким он улем жужжащим был… но я уверен, пройдет немного времени и все вернется, стоит только окончить работы по жд участку крымского моста и побегут еще больше прежнего скоростные поезда и электрички и может быть, в следующий раз, мы уже приедем на «Ласточке» из Ростова в Симферополь, ведь ходят же они из Ростова в Сочи и я уверен, что и в Крым пойдут!!! Тогда, конечно, туго придется нашим, донецким автобусным перевозчикам.
Но рассказ не об этом.
Дорога до Ангарского перевала и легендарный троллейбус на нем – все осталось прежним, все на месте и спуск с перевала все такой же, мимо Демерджи и мимо легендарных выветриваний, в которых воображение каждого, что-то находит и что-то рисует.
До боли знакомая дорога по ЮБК, всегда в Крыму, я чувствую себя как дома, мне кажется, что я просто возвращаюсь домой, правда, не на долго.
Вот и Беседка ветров… интересно как там, вот бы прокатиться по Романовскому шоссе – сразу вспоминаю, как Славик целовал асфальт на нем, от радости, что наконец-то мы на него вышли. И так везде, с каждой достопримечательностью что-то связывает, всплывают какие-то воспоминания.
Вот уже и Никита… и супермаркет, мы всегда возле него останавливались. А дальше Ялта… из окна троллейбуса видна Ай-Петри… - нам туда, говорю я Никите, он еще не осознает, это ведь будет только завтра!
На автовокзале Ялты трудно не заметить экипировочный центр «Геккон», работают они до 19-00, а мы приехали в 18-00, так что все у нас хорошо сложилось, у нас не хватало пенопопы, баллона и набора КЛМН для Никиты, все это мы там приобрели.
Ну а нам надо селиться. Гостиница при автовокзале могла предложить нам номер за 900р с общим туалетом и никогда ранее не открывавшимися для проветривания окнами, правда с потрясающим видом из того неоткрывающегося окна, но мы решили, что вид этот мы еще увидим, а ночевать в том помещении мы не будем. Естественно, вокруг вокзала крутятся предприимчивые бабули, их там масса и на наши слова, что нам надо жилье на ночь не более чем за 1000р нам ответили – минимум 2000, а за 1000 это будет сарай, но… когда одну из тех бабулей мы перехватили в отрыве от стаи, то с ее помощью мы нашли достойное жилье за 1000р в 5 мин от вокзала и в 20мин от набережной – тут все понятно, находясь в стае, она не может «вести свою игру» (о! как звучит), не может она сбивать цену, а когда один на один, то всегда можно договориться, так же, еще не секрет, что именно те бабули, они все посредники, у них просто есть своего рода база под любой кошелек и владельцы жилья с ними просто делятся – просто бизнес, ничего личного.
Нас провели к дому, это 9-тиэтажка с очень крутым набором к ней, если так каждый день ходить… или бегать… или на велосипеде ездить, то форма будет потрясающая!!! 
На вопрос – откуда – из Донецка – аааа… наши… ну как там?
Мы поселились. Чудесная комната, хорошая хозяйка, то что надо!
Скинули вещи на набережную!!!
Нам нужно было совершить дежурный променад, поужинать и приобрести продукты на три-четыре дня.
Бывшие магазины «АТБ» в Крыму превратились в сеть магазинов «ПУД», что означает не меру весов, а Продукты У Дома – предвосхищая вопрос – цены на уровне харцызских, может и есть отклонение в плюс, но не разящее, и да, алкоголь (вино) традиционно для России – дороже, чем у нас.
По пути до набережной и на самой набережной каких-либо изменений я не заметил, во внешнем оформлении все осталось на том же уровне, я считаю, что там и так все было в порядке, поэтому каких-то резких изменений я и не ожидал. Людей столько же как и раньше, опять же, не могу быть объективным, никаких пересчетов не вел, но жизнь на набережной все та же – тут танцуют, тут поют, тут на велосипедах ездят, тут на роликах, в общем, жизнь бьет ключем!
Прогуливаясь по набережной мы рассуждали о том «вот жить бы в Крыму»… но… я хочу и… не хочу, так как понимаю, что если бы мы жили в Крыму, то пропала бы острота восприятия, мечта должна оставаться мечтой, в этом случае. Не так много крымчан по-настоящему осознают и ценят, то насколько им повезло родиться и жить в Крыму, для них это в порядке вещей – ну горы… ну море… да что в них такого??? Они и в том году тут были и в прошлом… мы же, материковые, по-другому все это воспринимаем и вот именно это восприятие я бы и не хотел потерять, так что – в Крыму я жить хочу и… не хочу! Я просто хотел бы туда чаще ездить, иметь такую возможность, но жить дома, в Харцызске.

Изображение

Изображение

Изображение

Зашли поужинать в столовую на набережной, достаточно комфортное заведение, по одному блюду, по салатику и сладкое – 1000р на троих.
На обратном пути в «ПУДе» закупили продукты на последующие дни и домой, спать, завтра рано вставать, хотелось как можно быстрее вырваться из города, в горы…
Утром с нашего балкона было слышно райское пение птиц и открывался прекрасный вид на горы и именно на наш район подъема…

Изображение

Изображение

Ночь не была по южному жаркой, а я спал на балконе, поэтому пришлось накинуть на себя спальник.
Маршрутка Ялта – Учан Су, ходит каждые полчаса/час с автовокзала, идеальный вариант, но… ходит она только в интернете, по факту, если она и ходит туда то точно не по расписанию и не каждый день. Мы были вынуждены простоять полтора часа (они нам потом аукнутся вечером, ну впрочем, в походе так всегда) на остановке, держа оборону от назойливых татар… в итоге, нас все же отвез татарин за 500руб (13км). Логично рассудив, что в общественном транспорте, даже если он и будет, нам выйдет не намного дешевле, мы согласились. Вот тебе и отличие пешего от велотуризма… с велосипедом такой простой исключен.
Пока ждали маршрутку внимательно изучал доску объявлений Ялты.

Изображение

Конечно же зашли на сухой Учан-Су, ну так, больше для приличия…

Изображение

Вот тут, собственно, и начинается наш поход. 

Изображение

Здесь начинается известная Таракташская тропа, названная так в честь хребта Таракташ, вдоль которого она проходит, набор высоты около 600м, длина 4,5км, стандартное время прохождения до 4 –х часов. Хотя правильней говорить, что вышли мы на Штангеевскую тропу, а потом с нее перешли на Таракташскую.
Закинули рюкзаки на плечи и вперед!

Изображение

Изображение

Изображение

Тропа натоптана хорошо, там не промахнешься! Кое-где даже присутствую искусственные ступеньки, но это в самом начале, дальше эта цивилизация заканчивается. Тропа маркирована, метки встречаются достаточно часто. 

Изображение

Нельзя сказать, что она лайтовая, сначала да, а потом уклон все круче и круче, но практически всегда есть возможность либо идти «в лоб» либо сделать пару витков серпантина, люди уже натоптали, так что, если чувствуешь силы – иди просто вперед.

Изображение

Нужно ли уточнять, что каждый изгиб, каждая прогалина на тропе открывают потрясающие виды на Ялту, горы, леса…

Изображение

Изображение

Изображение

Покрытие каменистое, местами сыпуха, корни конечно же, куда без них, местами по обилию корней тропа мне напомнила легендарный «Веселый спуск» на 30-м маршруте.

Изображение

Шли мы весело, дружно, пели песни и просто слушали, было не жарко, делали привалы по необходимости.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Перед походом я интересовался прохождением этой тропы, как люди ходят, как ходят с ребенком – информации не так уж и много, поэтому я думал, ну вот пройдем, я уж каждый шаг распишу, чтобы после нас люди знали куда идут и что их там ждет. Поэтому скажу так – дорогу осилит идущий, каких либо экстремальных участков на тропе нет, с 10-ти летним ребенком она легко проходимая, не спеша, наслаждаясь Крымом, вдыхая ароматный воздух, насыщенный хвойными ароматами, идти можно и нужно! Для родителей скажу – собираясь в такой поход, в это время года, озаботьтесь что бы у вашего ребенка была рубаха с длинным рукавом, желательно белая и льняная, чтобы ваш поход не закончился преждевременно из-за теплового удара или солнечного ожога.
Дальше я размещу фотографии и комментарии к ним, чтобы максимально разъяснить будущим туристам этапы прохождения.
Из минусов, мы перли с собой много воды, с запасом, т.к. пьем мы много (воды), а следующий родник только вечером на Ат -аше, поэтому у каждого был определенный запас, всего мы несли около 5-6 литров, забегая вперед – хорошо, что перли. Еще с Кавказа я хорошо усвоил, что если есть хоть малейшая возможность взять с собой воду – то эту возможность нужно обязательно использовать, запас воды должен быть всегда!
Но вернусь к тропе, чем выше и выше поднимаешься, тем обманчивее ощущение, что вот, вот за этим подъемом перевал, поднимаешь, а там еще один и так как по ступенькам несколько подъемов, потом тропа выполаживается и идет чуть ниже яйлы, параллельно ей, вот здесь как раз мы и вышли к самому Таркташу, вдоль него и через лесок и вот уже финишные метры и мы на яйле. Таркташ напоминает гребень гигантского динозавра с боку. 

Изображение

Изображение

Очень интересно выглядит как буд-то перевальный взлет, но это обманчиво, это еще не сам перевал, после него еще надо чуть-чуть пройти. Вот это место я принял за перевальный взлет.

Изображение

Изображение

Изображение

А это фото, обернувшись назад. Подъем и кусочек Ялты.

Изображение

На пути нам встретилась первая, но не последняя пещера в этом походе, пусть и небольшая, но пещера! Этот минипоход вообще получился каким-то пещерным, что ли… зовет, видимо, зов предков.

Изображение

Изображение

Вот здесь запечатлен именно сам выход на яйлу, самый-самый финиш подъема!

Изображение

Сам подъем занял около 4 часов. На яйле в ближайшем леске устроили привал и полноценный обед. Запах вокруг стоял… мммм… нет, не нашего обеда, а запах сосен крымских… 

Изображение

Изображение

Часик отдохнули и – вперед, нам еще километров 10 надо пройти, радовало, что уже не с таким набором. Вдали виднелись «шарики» Беден Кыр. Ландшафт типичный, яйловский, трава еще зеленая, сочная. Держим курс на Ай-Петри.

Изображение

Изображение

Изображение

Постепенно я начал опасаться за наш финиш сегодняшнего дня. Никита молодец, держался, но было видно, что подъем не прошел бесследно. Поэтому, зная, что возможно мы не дойдем до родника под Ат Башем, мы купили на Ай-Петри водички… 1,5 литра за 150 р… дорого выходит на Ай Петри попить водички. От шалманов татар к пещере «Геофизической» прошли по краю, я там еще ни разу не проходил, велосипед все возил по асфальту, посмотрели недостоенный ветряк и какой-то девиационный знак.

Изображение

Изображение

Изображение

Снова фото, обернувшись назад, вид с ветряка на Бахисарайское шоссе, Ялту…

Изображение


На саму Ай-Петри решили не подниматься, прошли у мимо, а вот пещеру «Геофизическую» не миновали, я ее посещение и планировал. 
На фоне Ай-Петри.

Изображение

У входа в пещеру.

Изображение

Цена посещения: взрослый -250р, детеныш 125р соответственно. Посещение длится около 25-30мин. За это время группа совершает спуск по спиральной лестнице на 32м в колодец, вымытый потоками древней реки, 

Изображение

дальше идет ее горизонтальная часть. 

Изображение

Изображение

Пещера интересная, красивая, по-своему, по-пещерному, вроде бы те же сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, но в каждой есть что-то свое, мне кажется, это одно из тех мест, где наглядно видна кропотливая, нудная, неспешная работа природы по созданию этих творений, каждая капелька, просочившись сквозь толщу слоев породы, несет свои миллиграммы кальция, которые, оседая, ваяют такую красоту…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Что интересно в пещере, сохранена видимая граница, какой она была высотой до того, как ее обнаружили спелеологи и очень четко видно, насколько было заилено, занесено русло древней реки, которая промыла, создала и ушла, растворившись в тысячах карстовых полостей гор Крыма, которые как сыр пронизывают массу хребтов.
Выход наверх.

Изображение

Экскурсия окончена и нам нужно идти дальше, тут и дальше я часто вспоминал наш ноябрьский Крым с Димой, Катей и Аней, тогда мы шли от Ат-Баша, по темноте, с замерзшей водой во флягах, а теперь идем наоборот, на Ат Баш.

Изображение

Изображение

Обогнули военную часть, в тот раз мы в темноте не заметили ее и вывалились буквально на середину, в этом я такого допустить не мог, да и видно, что тропа огибает территорию части.
Весь дальнейший путь это череда пологих подъемов и спусков, то ближе к краю, то дальше, тропа, хорошо видимая, натоптанная, периодически ныряет в лесочки, которые обязательно есть в балках, потом выныривает уже на пустыре и так до самого Ат-Баша.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Но до Ат-Баша мы все-таки не дошли. Не дошли совсем чуть. 
Ат-Баш.

Изображение

Команда начала подуставать, поэтому я не видел смысла закусывать удила и обязательно идти согласно графика – мы на отдыхе, все делаем в удовольствие, пусть лучше спать пораньше лягут и завтра мы все наверстаем, тут, к слову, мы вспомнили о 1,5 часах в ожидании маршрутки №30, вот тут они нам и пригодились бы.
В итоге, выбрали более менее пологую полянку с отличным видом на ЮБК, расчистили от больших камней – выковыриваешь большой и образовавшуюся яму засыпаешь более мелкими – вот такой вот лайфхак от Жени.
Первым делом надул коврик, чтобы младший член команды мог вытянутся. Очень не хотелось, чтобы он запомнил только тяжесть и то как мы его таскали по горам.

Изображение

Изображение

Пока готовили ужин пришла в гости цесарочка, совершенно не смущаясь нашим присутствием, ходила вокруг палатки, кормилась, издавала какие-то звуки, что интересно, цесарочка то посчитанная, на лапке кольцо, уже какой-то ушлый орнитолог окольцевал ее.

Изображение

Поужинали, ребенок уснул, ну а мы еще посидели «на краю», попили чайку… тишина такая была, что с ЮБК было слышно работу двигателей какой-то спецтехники, ветра не было вообще!

Изображение

Изображение

Изображение

Ночью в палатке было +18, втроем, кончено, плотненько нам было, ну ничего, в тесноте да не в обиде, разваливаться дома надо на кроватях, а тут даже переворачивались синхронно, по команде.
Утром с новыми силами продолжили наш путь.

Изображение

Изображение

Изображение

К Ат-Башу мы вышли через 40мин. 

Изображение

Изображение

Изображение

Подъем на Ат-Баш.

Изображение

Изображение

Очень хотелось пить, так как запасы подходили к концу и ставку мы делали на источник Тамары Антоновой, у нас конечно еще был запас на тот случай, если вдруг с источником что-то случилось и мы бы не заправились, но это был бы форсмажор, потому как готовясь к этому походу я понял, что в той местности если и есть другие родники, то они сезонные и на них не стоило рассчитывать, есть еще колодцы на турстоянках – но есть там вода, какого качества? Неизвестно.
Когда начинает чувствоваться жажда, то уже думаешь только об одном – о воде. Что мне очень нравилось на Кавказе, так это обилие воды… где хочешь, там и пей! И все равно мы раз там оказались без воды, когда пошли на Оштен и то, это была наша ошибка, что мы ее взяли так мало с собой.
До Ат-Баша дорога была знакома, а за ним, для меня «терра инкогнита», поэтому хотелось скорей переступить этот рубикон.
На легких ногах поднялись на вершину. Дежурные снимки. Очередные мои воспоминания с ноября 2013г… и быстрее вниз, к источнику.
Слава Богу источник был на месте и еще с такой прекрасной водой… я сходу выпил 1,5литра… просто сидел в тени и пил ее маленькими глотками, очень вкусная вода, а главное – своевременная!!!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Пополнили запасы и вперед.

Изображение

Изображение

Следующая цель – гора Спирады.

Изображение

Изображение

Изображение

На этом отрезке, нам нужно было решить, по какому варианту маршрута мы пойдем – либо по первому, это до «римской дороги» и вниз с село Родниковое к Скельской пещере, либо до Форосского канта и дальше до Ильяс Кая.
Ну а пока можно еще спокойно идти и наслаждаться… хотьбой, дышать горным крымским воздухом, слушать крымских птиц, прятаться в тени, попутно стараясь сфотографировать все ракурсы и виды.
Подошли к Спирады и перед подъемом, в лесочке решили сделать привал на обед, поставили печечку, заварили пюрешечку, чаек, в тенечке – красота, музыка играет, отдыхаем. Параллельно решаем, что идем по первоначальному варианту – посмотрим «римскую дорогу», спустимся к Скельской пещере и ее посмотрим, а там как раз и турстоянка, где и заночуем.
От Спирады тропа берет правее и мы уходим «от края», море теряется из виду, но… только справа, а впереди, на горизонте виднеется Севастополь и… снова море – как же тут все рядом и все близко. 

Изображение

Лишь пару десятков метров дорога нам показывает город на горизонте и ныряет в лесок, постепенно лесок из низкорослого превращается в таинственный, заколдованный буковый лес.

Изображение

Изображение

По покрытию и не скажешь, что дорога римская… обычная отличная, укатанная грунтовка – ну что ж, идем, поём, кричим, в общем, как говорит Никита – резвимся, ну а что – настроение прекрасное, мы в отпуске, в походе, впереди еще столько Крыма – ну как тут не петь? Но ведь это еще была не «римская» дорога…

Изображение

Изображение

Я обожаю крымский буковый лес, есть в нем что-то волшебное, завораживающее, так и ждешь появление эльфов с луками и стрелами, если еще попасть сюда, когда село облако или густой туман, то можно вообще фильмы снимать, очень интересная атмосфера именно в этих лесах. Так как мы еще были на яйле, хотя и начали спуск, то нам очень часто встречались карстовые воронки, некоторые достигали метров 40-50 в диаметре и глубиной до 6-8ми метров! Так же, лес постоянно «натыкался» на нагромождения камней, когда не видно даже земли, а деревья все равно как-то умудряются расти из камней.

Изображение

Изображение

И вот так в одном из мест, окидывая, как обычно, по периметру взглядом, я почувствовал, что взгляд мой пересекся с… другим взглядом… но не человеческим. Поворачиваю голову назад и… красавец олень смотрит на меня, а я на него – как он не убежал раньше, шуму от нас было на всю округу, но факт есть факт. Оленя мы встретили. А вот кабанов нет, хотя эти ребята изрыли в поисках корешков и прочих вкусняшек, массу полянок.
Постепенно «римская» дорога стала по-настоящему римской – в чем смысл этого понятия – римляне, как передовой народ своего времени, расширяя свое влияние на окружающие их страны, в первую очередь строили сеть дорог – они прекрасно понимали значение хорошей инфораструктуры, позволяющей быстро перемещаться товарам и войскам по империи, и насколько я понял, параллельно с войском в походе шли специальные люди – бенифициарии, которые и занимались собственно строительством дорожной сети, я уверен, что сами они конечно не особо там выкладывались, на стройке той, а вот пленные из местных, могли бы с этими задачами прекрасно справляться, под… чутким руководством римлян. Как она выглядит, эта дорога – понятно, что мы в горах, под ногами горы, порода, за тысячелетия или миллионы лет, порода, камень покрылась слоем грунта, земли, но до нее совсем не глубоко, а местами она выходит на поверхность, так вот, римляне тут и использовали естественную «подкладку» из камня, кое-где пришлось снять лишний грунт, кое-где пришлось срубить лишнюю породу, но по крайней мере эта дорога позволяла (главное!) не месить грязь при подъеме в горы! Да, качество, гладкость, оставляют желать лучшего, хотя, я же не знаю, как оно было 2000 лет назад, но сейчас каменное покрытие выщерблено очень сильно!!! И я даже не представляю, как по нему может пройти повозка, не рассыпавшись.

Изображение

Изображение

Изображение

И спуск по этой дороге это было еще то удовольствие, поверхность постоянно меняющаяся, ноги в постоянном напряжении, я уже начал думать, что лучше бы я по ней поднимался… потому что спуск этот вымотал меня больше, чем подъем на Учан-Су. Дорога подобного качества занимала около 4-х километров.
Вышли на турстоянку «Карадагский лес», там были два озерца, заросшие и мелкие, памятник и информационный стенд, касающийся действий в этом районе партизан балаклавского района. Здесь мы сделали привал в тени дуба.

Изображение

Изображение

Тропа ныряет между двумя озерами сквозь терновник, я шел первым, сзади Никита и Женя. 

Изображение

Изображение

Через 200-300 после выхода Женя обнаружила на себе клеща, даже клещенка, но уже впившегося. Клещ оказался оооочень маленьким, настолько маленьким, что специальная приспособление наше (для извлечения) не могло его подхватить, вот тут нам и помогла повышенная волосатость Евгении, которая выразилась в прекрасных, длинных волосах – пришлось вырвать волос, из нее скрутить петлю, заарканить монстра и выкрутить его. Сразу же проверили друг друга, осмотрели и еще разок обрызгались средство от паразитов, я вот только не знаю – Женя шла уже оббрызганная им? Если да, то… что ж это за средство?
Второй раз за поход встретился разбитый даунхильный шлем (фулфейс), я не знаю, что это обозначает, либо ребята просто бросают их разбитые в назидание потомкам, либо это какие-то памятные знаки, надеюсь, первое.

Изображение

По пути встретился мост, тоже древнеримский, вернее опоры древнеримского моста. Это уже было почти на финише.

Изображение

Указатель указал нам, что на турстоянку и к пещере направо, новая лестница, перила, довольно крутой спуск, 

Изображение

Изображение

Изображение

территория турстоянки и пещеры «Скельской» очень хорошо облагорожена и обустроена, на нашу радость кроме нас вообще не было посетителей! Мы смогли выбрать любое понравившееся нам место под лагерь (стоянка бесплатная – посещение пещеры 500р взрослый, 250р ребенок – я не пошел, уже был), пока Женя с Никитой погружались под землю, экскурсия длится 50мин, я обустроил лагерь, откинулся на качеле и общался с местной собакой…

Изображение

Изображение

Изображение

Пещера посетителям понравилась, она более объемная, чем «Геофизическая», с высокими сводами залов. Так как ты в ней находишься более продолжительное время, то можно прочувствовать, как оно (время) замирает под землей и как будто останавливается.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На территории стоянки, помимо прекрасных газонов, прогулочных дорожек, лесниками оборудовано очень интересное место для релакса – это тропа для массажирования пяток – пару метров щебень, потом окатыши, потом песок, потом шишки, потом доски, потом брусочки. Мы полвечера ходили, массажировались. Женя загорелась идеей устроить у нас такое дома, в полисаднике. Контраст между щебнем и песком очень бодрящий!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На самой территории множество мест для стоянки, все они видимо отделены и соединены между собой дорожками.
Ночь была гораздо теплее, чем предыдущая, тут мы уже не делили спальник как одеяло.
Утром позавтракали, Женя была слегка расстроена, что по сути, на этом моменте наша часть горного похода заканчивалась и через каких-то пару километров мы выйдем в цивилизацию, Никита напротив, был рад, как мне показалось, ну а я был нейтрально-спокоен.

Изображение

Изображение

С утра еще походили по «тропе здоровья», помассажировали пятки, зарядились энергией и распрощались с этим чудесном местом. По каньону реки Узунджи мы вышли к селу Родниковому, в прошлом Скельскому, что, собственно, и дало название пещере – Скельская.
В самом Родниковом есть еще достопримечательность – скельские менгиры – менгиры это мегалиты, камни, установленные в определенных местах, местах силы, так называемых. В Родниковом их три штуки и якобы, их никогда не передвигали, то есть, тут место силы. В 2013 мы тут были уже на велосипедах, но Женя с Никитой впервые, поэтому они не упустили возможности прильнуть к ним, подзарядиться, так сказать. Окружающее место установки облагородили, появилась оградка, плиточка, все как положено.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Напротив остановки автобус находится почта и что меня приятно удивило, так это дублирование вывески на двери с помощью шрифта Брайля – в селе Родниковом… да уж…

Изображение

Вскорости подошел наш автобус, на нем я подробней остановлюсь – автобус новый, комфортный с кондиционером, панорамные большие окна, прекрасный обзор на долину, в сравнении с тем на каком я когда-то ездил в село Передовое и Терновку, так это небо и земля!!! Но набилось в этот новый автобус, по-старому много людей!!! И, к нашей удаче, оказалось, что автобус идет в Севастополь на 5-й километр, но через… Балаклаву! Вот это была удача нам на финише.
Вот уже можно и подвести итог нашему мини-походу.
Прошли мы 28км, набрали 1100м.
Хороший, ознакомительный мини-поход или поход выходного дня получился, мы наконец-то попали вместе в горы, наконец-то попали в Крым, Никита побывал в горах, подышал этим воздухом, понравилось ли ему, запомнилось ли – я не знаю, сейчас, вряд ли он еще понимает всю прелесть прошедшего мероприятия, но, я думаю, со временем к нему это придет.
В этот же день и направились на пляж – как оказалось, в эти дни в России праздник – День России и из-за этого в Балаклаве было не протолкнуться от машин и от людей! Я был шокирован! Тротуары забиты, дороги тоже, пляж битком, любое пустое место занято автомобилем, по бухте снуют катера и яхты, движение как на МКАДе…

Изображение

Изображение

Изображение

Что очень приятно удивило, так это восстановленные памятники подводникам и мемориал возле «штольни», я их не видел в таком состоянии ни разу.

Изображение

Изображение

Пляж «Матросский» в Балаклаве теперь такой…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Теперь поделюсь впечатлениями не о природе, красотах и туристической стороне нашего отдыха. Мы не были в Крыму ровно 4 года, с июля 2014, поэтому, конечно, было очень интересно посмотреть что же изменилось, а что не изменилось? 
Из первых впечатлений, как и театр начинается с вешалки, так и Крым для многих начинается с автовокзала/жд вокзала/аэропорта – для нас с последнего – да, аэропорт красавец, видно, что новый, удобный, на территории еще идут работы, куча техники, еще на подлете и вообще, с высоты виден огромный объем работ, которые ведутся по строительству федеральной трассы «Таврида», трасса которая соединит Керчь и Севастополь в объезд Симферополя.
После аэропорта и до жд вокзала Симферополя я каких-либо изменений кардинальных не заметил, кроме, конечно, новых троллейбусов, я не знаю, везде ли они ходят, но мы попадали только на новые, а в остальном, я даже Жене сказал, глядя в окно – здесь еще Украина, не в вопросе государственном и политическом, а в вопросе внешнего вида… если час назад мы были в Ростове и видели всю ту инфраструктуру, которую отстроили, то находясь уже в Крыму, разницу видишь невооруженным глазом. Работ еще очень много… Ну и опять же, я сужу по виду из окна троллейбуса, не объективно.
Дальше что, обратило на себя внимание плохое (как для трассы на ЮБК) состояние участка от Алушты до Ялты, как мне показалось, ее не ремонтировали капитально и в некоторых местах новый троллейбус неприлично сильно кидало на ямах и латках, опять же, замечу, каждый видит то, что хочет видеть, поэтому для меня если и были какие-то негативные моменты, то значения они никакого абсолютно не имели – я наслаждался Крымом.
В Ялте автовокзал и улица Московская так же не претерпели каких-либо изменений, набережная осталась все такой же прекрасной и одной из моих самых любимых, полностью соответствуя моему понятию «набережная»!
С первыми ценами на продукты в супермаркете мы так же познакомились в Ялте, в бывшем АТБ, в ПУДе – цены те же, что и у нас дома, плюс-минус минимальная разница, алкоголь традиционно для России дороже, в принципе, можно смело сказать, что из общих затрат на отдых, сильно будут выделяться затраты на досуг (разнообразные экскурсии, плата за вход и тому подобное), а в остальном, все на нашем уровне, бензин на -2-3 рубля дешевле (примерно).
Дальше. Как мне показалось, что чем ближе к Севастополю, тем заметнее изменения, здесь, в Балаклаве я уже увидел результаты движения вперед, так, в Балаклаве проложен новый асфальт до самого Матросского пляжа, да и сам пляж, облагорожен, приведен в порядок, постройки на пляже отделаны и не обшарпано-пугающего вида, убран забор, отгораживающий территорию бывшего (вроде бы) госпиталя возле Матросского пляжа – раньше там всегда был забор, кто-то видимо хапнул землю, но все руки не доходили, а теперь уже и… не дойдут, там теперь стоянка, заборов нет… 
На въезде в Балаклаву со стороны ялтинского шоссе, там где была проходная завода вин «Золотая балка» и мы с ребятами покупали там виноград у бабушки сотрудницы завода и там же ели его, присев на травку, на обочине, там теперь… там… там теперь – ШАМПАНЕРИЯ! Я и слова такого не знал, но когда увидел, дар речи у меня отнялся, я то помню, как там оно все выглядело, убогенько-потерто, но теперь… для примера возьму фото из сети, не успел сфотографировать.

Изображение

Изображение

Жилье мы снимали на Кадыковке (Балаклава) – кто знает, тот поймет – до моря ровно 40мин пешком. Условия там мне нравятся, особенно тем, что весь второй этаж был наш. Большая ванная. Большая кухня. Веранда и диван на ней – что еще надо? Первоначально хозяйка хотела по 500р с человека, но за 1500 р/сутки мы не были готовы, да оно того и не стоит. В итоге договорились за 1000р с троих в сутки.
Из новшеств на Кадыковке – то что я видел – две новые детские площадки во дворах, новое поле с искусственным газоном для футбола, спортплощадка с турниками и снарядами там же.
Перевозка пассажиров между Севастополем и Балаклавой постепенно улучшается, уходя в прошлое маршрутки, хотя они еще тоже есть, им на замену приходят новые автобусы, с кондиционерами, мягкие и удобные. Проезд 18-20 рублей.
По самому Севастополю.

Изображение

В Севастополе изменения наиболее заметны. Дороги стали еще лучшего качества, на 5-м километре наконец-то появилось «кольцо», Острякова новый асфальт, заборчики, тротуары из плитки, цветы вдоль дорог, красота… во дворах детские площадки, спортивные, все сейчас не перечислить и не вспомнить, но если обобщить (домой мы ехали на автобусе через Феодосию и Керчь), то наиболее заметны улучшения в юго-западной части Крыма, в Севастополе и потом по ниспадающей до самой Керчи…
Но даже при всех сдвигах, видно что Севастополь и Крым отстает от юга России, это как две разные планеты, Краснодарский край, Сочи, Адлер, Ростов и Ялта, Севастополь… и если они уже четыре года в России и не наверстали, то… когда же мы наверстаем, когда мы их догоним…? И От этого понимания становилось очень грустно. 

У нас еще была культурная программа во время пребывания в Балаклаве, в ходе ее мы поднялись на гору Кефало Вриси, чтобы с нее по-новому посмотреть на Балаклаву. Подъем занял 50минут и пока мы шли туда по серпантину, за нами произошел небольшой камнепад, через 10мин мы шли назад, а там уже вот такое лежит… так что, когда пойдете, внимательно прислушивайтесь и будьте готовы быстро изменить направление движения!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Далее была поездка в Бахчисарай и посещение пещерного города Чуфут Кале. Бахчисарай тоже порадовал изменениями, дорога, которая ведет от жд до самого подъема к Успенскому монастырю отремонтирована, здания ее окружающие преведены в божеский вид, 

Изображение

парк «Крым в миниатюре» разросся и наполнился таким количеством экспонатов!!!!!!!!! Плюс к ним еще и зверинец добавился… вдоль дороги оборудованы, опять же, детские площадки, что не порадовало – вход просто на территорию ханского дворца стал платным… 100р, мы не пошли, там сейчас идет масштабная реконструкция и смотреть особо не на что.

Изображение

Изображение

Источник в Успенском монастыре все такой же вкусный, монахи еще больше расстроили свою территорию в ущелье и работа продолжается, кипит!

Изображение

На Чуфут Кале застали много посетителей, пристроились к какой-то экскурсии (я так всегда делаю) и послушали внимательно рассказ, если будете в любом пещерном городе – берите экскурсию, так будет гораздо интересней, сами вы столько информации не почерпнете, не запомните и не примените на месте! Обратило на себя качество караимских дорог, в сравнении с «римской дорогой»!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вышли в открытое море на каяках – это вообще отдельный разговор! За пару месяцев, планируя досуг в Балаклаве, я нашел группу, посвященную походам на каяках именно в балаклавской бухте, вступил в нее, потом как оказалось, участникам группы предусмотрены скидки (мелочь, а приятно), сам пункт проката находится сбоку от Матросского пляжа, почти что на выходе из бухты. Мы брали на час. Для знакомства этого достаточно. Прошли инструктаж. Для себя решили – пойдем на пляж Васили, мимо скалы Мителины.
Еще один момент, в этом году, каждый раз как мы были возле бухты, каждый раз в ней были дельфины – с 2004 года я первый раз видел дельфинов в бухте, да… а сейчас каждый день. Женя все никак не успевала их рассмотреть и все время от этого «страдала», и вот, выходя на наших каяках в открытое море, она снова завела «вот бы встретить дельфинов» и только она это сказала, метрах в 10 от нас, вуаля!!! Пара дельфинов!!! Я вам скажу, одно дело видеть их издалека, с берега, а другое вблизи, в их стихии, находясь в маленьком каяке. Дельфины принялись кружить под нами, огромные тени под водой размером с наши каяки!!! Периодически они выныривали, Женя пищала от восторга, а я просто созерцал…
Несколько дней посвятили лучшему пляжу в Крыму – Яшмовому на Фиоленте, после купания в балаклавской бухте, на битком забитом Матросском пляже, пляж на Фиоленте покажется просто раем… вода была теплее, намного чище, людей на порядок меньше, вот уж где мы наплавались!!! 

Изображение

Изображение

Изображение

Для себя решили, если поедем снова в Крым, то уже не в Балаклаву, видимо с 2004 года я там свой лимит проживания исчерпал, а на Фиоленте – живите на Фиоленте – это рай на земле!!! Теперь только туда! Для информации – катер Балаклава-Яшмовый пляж стоит 200р/чел.
На самом Фиоленте, там где была (и есть) беседка Пушкина, весь вот этот пустырь огорожен, кипит работа, снует строительная техника – там делают парк для отдыхающих, с дорожками и лавочками, фонтанами и зелеными насаждениями, срок окончания работ – декабрь 2018 – так что, в следующем году там уже будет красота неописуемая!!! Вот так-то – Фиолент ждет!
Ну если кратко, то все… а вообще, я за этот отпуск так находился, что уже хотел скорей бы попасть домой и сесть на велосипед, все-таки, на нем лучше…