четверг, 13 октября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 15-й (07/08/16)

Сегодня случайно задумался и посчитал, а осталось-то всего 7 дней описать и стало как-то даже грустно, потому что пока пишешь, ты еще как бы живешь в этом походе и все еще проживаешь его, еще идешь, но как только отчет заканчивается, то и поход бесповоротно уходит в прошлое, оставаясь лишь мгновением в закоулках твоей памяти, хотя фраза «всего 7 дней» не совсем подходит, это не «всего 7 дней» - это целая жизнь, сколько всего у нас уместилось в эти «всего 7 дней»!
Ну что ж, начну описывать, возможно повторюсь, не помню, писал ли я эту фразу уже, наверняка писал, но этот день был очень тяжелым, мы попали снова под раздачу «призов» от Природы, но обо всем по порядку...
В этот день мы смогли выйти на опережение графика аж на 7км, но как это происходило и чего нам стоило, можно будет понять из рассказа.

Подъем в 5-00 — достаточно бодро поднялись, собрались, завтракали, полны сил, вчера весь день отдыхали. Самый-самый-самый лучший сон у меня был именно на этой дневке, именно на этой поляне, именно недалеко от дольменов, вот что значит правильно выбранное место, скорее всего, с точки зрения какой-то там космической эенергетики, ясно, что Дима и это учитывал при планировании похода, стоянок, учитывал там всякие каналы выхода из Земли той самой космической энергии и прочие, прочие нюансы...
Дима всегда предупреждал меня вкратце, что нас ждет в наступающий день, какой набор, какой сброс в этот день, характер набора или же сброса, ну это и правильно, позволяло правильно подбирать одежду и, что очень важно, обувь! Я знал, что с утра нас ждет перевал, с крутым набором сходу, потом небольшой сброс и снова перевал, но уже поменьше, дальше спуск и ночевка у реки. В двух словах и весь план на день, но это только в двух словах...

Изображение

Утром я специально надел коричневую футболку, ну чтобы сливаться с грязью, валяясь в ней — шутка! Но шутка-то оказалась вещая.
На рассвете пришли коровы и звоном своих колокольчиков разбудили наш лагерь.
Завтрак. Сборы. Все как всегда. Не первый день уже. По опыту, утренние сборы всегда занимали 2,5-3 часа от момента пробуждения, до момента выезда. Вроде бы раз лишь получалось быстрее, но это было только из-за того, что у нас не было воды и мы не готовили завтрак (на Эпчике).
В том же месте, где вчера я переходил брод к ручью с питьевой водой, мы и сегодня перешли реку, заправились свежей водичкой и сходу начали набирать метры высоты.

Изображение

Подъем начинается сразу и вверх, да, нелегка дорога в Адыгею, а именно туда мы и шли. Дорога через лес, местами грунтовая и благодаря уклону, грунт был проходимым, вода просто не застаивалась и не образовывала лужи и болота, а местами каменная, идущая по выступающему на поверхность куску скалы, что интересно, цвет этой скалы — белый. Я даже сфотографировал, иногда казалось, что мы идем по огромному куску соли, на котором расположены и лес и кусты и почва, казалось, что просто на дороге смыло верхний слой почвы и на солнце вышла сама скала.

Скоро наши пути пересеклись с путями миграции парнокопытных, они натоптали целые перекрестки, которые было очень проблематично обходить, их «трассы» были шириной на всю дорогу и плюс захватывали обочину с кустами, стадо коров не особо соблюдает правила дорожного движения и прет напрямую, истаптывая влажную почву и превращая ее в сплошное месиво.

За первые 5-6км мы набрали 400м высоты. Если честно, то я ожидал более худшей дороги из-за вчерашних дождей и если бы не коровы и УАЗики, то эта дорога вообще была бы прекрасна. Поднявшись выше, дорога стала более ровная да и растительность поредела, мы оказались как бы на плато, кое-где встречались скопления деревьев, но в основном вокруг был луг, с этого места мы уже начали передвигаться верхом.

Изображение

На этот перевал, да и на следующий, сегодня я пер как танк, сил хватало и мотивация присутствовала, так как я помнил позавчерашний срыв, поэтому не мог себе позволить еще раз так оплошать на следующий день.
Вскоре между деревьями мелькнул Гумайский Шамхан — очень живописная скала с прекрасным видом с соседней смотровой площадки.

Здесь с видом на Адыгею мы посидели и отдохнули, перекусили углеводов, прекрасно видны Тхачи, перевал Чертовы ворота вообще выглядит как вход в какое-то сказочное царство-государство, вот бы интересно было оказаться там, в этой развилке.
Мы еще в Краснодарском крае.

Это был наш первый перевал в этом дне, сразу за перевалом оборудованный родник, снова пополнили запасы воды, как же я тогда, вернее чуть позже, жалел о том что не набрал на том роднике полную 2-х литровую бутылку, но откуда ж я мог знать, что... родников больше не будет.
От родника сразу идет спуск, видно что это была автодорога, очень тяжело, но еще просматриваются следы от колеи, не знаю почему, но сейчас ей явно никто не пользуется и природа торопится забрать у человека свое назад. Дорога начинает зарастать, ее перегораживают упавшие деревья, наклоненные ветки, благо, что мы были на универсальных транспортных средствах, которые позволяли нам проезжать даже в самых узких местах, иногда лишь спешивались и обходили преграды, но в основном, ехали прекрасно, правда, конечно нужно быть на чеку постоянно и не сильно разгоняться.

И вот выкатились на другую дорогу и тут... стало сложнее. Дорога после лесовозов, а эти «ребята» любую дорогу угрохают, пришлось чуть помесить грязь и кое-где потолкать. Мы как будто оказались во впадине, где и скопилась влага, образовав эту грязь и лужи, но вот начался подъем на новый перевал и грязь ушла, сначала потолкали, а потом вообще отлично, не спеша, поехали на 1-1.

Изображение

Дорога, кстати, очень красивая, лесная, тишина — я получил огромное удовольствие от езды. У Димы что-то приключилось с переключателями и ему было сложнее ехать. Внезапно начался спуск, не крутой, но спуск, мы уже подумал, что это и есть перевал, но навигатор нас переубедил, нужно было еще чуть спуститься к перевалу и уже оттуда начнется спуск в Адыгею.

В этот момент раздался гром...
Окружавшие нас деревья полностью закрывали нам видимость и мы не могли видеть и знать, откуда гремит, насколько близко к нам и пересекутся ли наши пути с грозой.
Гремит.
Заезжаем на перевал в 13-40 и сразу стало видно, что и откуда гремело... впереди по курсу, в Адыгее, грозовой фронт. Давно не виделись.

Заехать в 13-40 на второй из двух запланированных перевалов это отлично! И мы так и подумали, стоя на перевале, еще только 13-40, а нам осталось лишь 6км до финиша, ну что такое 6км? Копейки... тем более, вниз!
Постояли на самом перевале, вокруг одни деревья, что дальше — не видно.
Ну что, поехали? Поехали!
Метров 200 мы и проехали и все, дорога закончилась, началась сплошная грязь — добро пожаловать в Адыгею! Да уж, явно не с самой гостеприимной стороны мы в нее въезжаем!!!
Начали мы так месить грязь, как еще в этом походе ни разу не месили, скажу больше, я в жизни НИ РАЗУ не попадал в подобную грязь... практически не едем, только толкаем, обходим, прыгаем. По колеям видно, лесовозы активно работают в этом районе! Только дорога попадает на относительно плоский участок склона, так сразу же там образуются лужи, канавы, ямы, что впрочем, логично, поэтому все наше спасение было в спусках, на спусках можно было ехать, но по злому стечению обстоятельств, спуск был пологий...

В одном месте выехали из леса и Адыгея открылась перед нами... на обочине появились папоротники и вообще растительность и до того богатая, стала как будто, еще богаче, зеленее, гуще.

50 метров едем — 50 метров толкаем по грязи, но еще более менее.
Почва глинистая, что очень осложняет наше передвижение.
Вскоре езда вообще прекратилась. Только идем. В некоторых местах, было таких пару, на дороге образовывалась резкая впадина с колеей, спускаясь в которую, голова оказывалась на уровне обочины, в некоторых не было вообще возможности протолкать велосипед, приходилось переносить с баулом вместе.
Но это были еще цветочки...
Перед нами спуск и что там, за углом, а там... Мы попали в грязевой ад. Там площадка, на ровной местности, размерами примерно 20м на 150м и эта площадка покрыта грязевой жижей, как озеро практически — то есть консистенция грязи такая как у нежирной сметаны — перед нами коричневое, грязевое озеро!!! Которое обойти невозможно. Дима первым пошлепал, я еще хотел судьбу обмануть и как-то не «нырнуть», но буквально два-три шага и все, выше щиколотки я обеими ногами попал в грязь, сначала да, неприятно, а потом... привыкаешь и уже шлепаешь как будто так и надо!
Видимо этот пятачок, это была какая-то база лесовозов, вот они здесь и раскатали ее, а постоянные дожди сказали свое слово.
Велосипеды проваливались по втулки в жижу, мы упирались как могли, впереди, далеко маячил пригорок, который должен был нас спасти.
А гром все ближе.
Мы выгребли к относительно сухому участку, осмотрелись, зрелище печальное, как же я жалею, что не снял то «озеро», в тот момент эмоции переполняли и я не вспомнил о фотоаппарате, очень надеюсь, что может у Димы сохранилось или видео или фотоподтверждение нашего приключения на этом отрезке. Вперед идет спуск, можно даже чуть проехать, кое-где на дороге промоины, но если аккуратно, то можно проскочить. Прыгаем в седла и поехали.
Сколько мы проехали, метров 100-200, дорога под уклон, но... заморосил дождик. Остановились. Размышляем — переодеваться или ехать так дальше, все равно грязные и мокрые и вот, пока мы размышляли, а Дима даже переоделся уже, в этот момент, как сейчас перед глазами у меня стоит, наверху кто-то нажал кнопку слива и на землю обрушилось, что-то просто неописуемое — я еще под такой внезапный и масштабный ливень никогда не попадал, лило просто не то чтобы «как из ведра», а как из бочки! Мы стоя в двух метрах друг от друга не слышали друг друга от шума падающей воды — буквально секунды и те участки, где я еще был сухой, стали мокрыми. К ливню добавился сильнейший ветер, ну конечно, еще этого не хватало. Дима сразу сказал, что это тропический дождь, правильное сравнение, так обильно, так внезапно — это именно он. Решаем сойти с дороги и ставить палатку. Пока раскладываем ее внутрь наливается воды с пол литра, если не больше, днище мокрое, внутри все мокрое, вся одежда на нас мокрая, вваливаемся внутрь и кое-как приходим в себя. Быстренько согнали воду в угол палатки и там изолировали мокрым полотенцем.
Мокрыми были все и всё. Вся вчерашняя просушка вмиг улетучилась, стрика вообще исчезла, все перечеркнуто в течении всего лишь 30мин.
Сидим, переводим дыхание... за бортом к ливню добавился шквал и град, все как обычно. Барабанит по тенту как дробь.

Изображение

В итоге время 15-00, а мы уже в палатке и перспективы финиша, на планируемом месте, у нас очень и очень туманные.
Быстренько переодеваемся в чистую и сухую одежду, надо готовиться к том, что мы здесь надолго и сегодня уже никуда не пойдем, даже если ливень закончится, то какая там будет дорога?!
Я не помню, готовили ли мы еду, скорее всего да, чтобы согреться. На этом запасы воды нашей и закончились... стало совсем грустно.
Залезли по спальникам, дождь идет, ветер гудит и заснули. Рассудили так, что завтра спускаемся к реке, отмываемся, отстирываемся и продолжаем путь к станице Даховской и далее в Гузерипль.
Я проспал пару часов. Дождь стих, но еще идет. В 18-00 дождь совсем прекратился.
Проснулся Дима, не отрывает глаз от навигатора и смартфона, высчитывает что-то. Оказалось, что мы не доехали не 6км, как думали, а всего 4,5км, это уже другое дело, но все равно... кое-какая надежда начинает брезжить. Дима внимательно изучает график высот, потому что после такого ливня, по грязи ни в верх не выгрести ни в низ не спуститься, нужно четко знать, на что мы идем, если рискнем сорваться и идти дальше. По графику вроде впереди еще набор, а дальше очень круто вниз. Иду на разведку на улицу, на дорогу. На дороге еще кое-где журчат ручьи, но кроссовки не разъезжаются, не скользят практически... ну что, я высказываю свое мнение, что надо пробовать, если сейчас собраться (это 30минут) и спуститься (1час), то на место мы попадем затемно, но там река, возможно питьевая вода. Дима думает недолго, долго нет времени думать. Он соглашается. В этот момент прям чувствую как наши яйца становятся стальными!!!!!! Чего только стоит надевать мокрую одежду, кроссовки полные грязи, быстро собираться и стартовать в вечер!
За 40мин собрались и вышли на дорогу.
Сделал фото того места, где мы пережидали. На память, так сказать.

Изображение

Непередаваемые ощущения мокрой и холодной одежды подталкивали к скорейшему движению. Очень надеемся, что через 10 минут не начнется снова дождь и нам не придется снова ставить палатку и экстренно в ней прятаться. Это был бы финиш...
Дорога идет вниз, но в 100м впереди видно, что начинается набор высоты. Спускаемся спокойно, покрытие позволяет. Постепенно разогреваешься и перестаешь замечать сырость и холод одежды.
А вот и обещанный набор. Начинаем толкать вверх, против течения ручьев, на дороге, ручьями вымыло почву и теперь оголилась скала, по ней бежит вода, пытался обмануть судьбу и идти по камню, по ручью, но он слишком скользкий, но и грязь тоже скользит, на одном отрезке еле-еле вытолкал, даже пришлось одной рукой ухватиться за торчащую траву, так как чуть не потерял равновесие и не опрокинулся назад.
Но вот вроде стало чуть полегче. Включаем фонарики, так как дело идет к вечеру, плюс пасмурно и в итоге становиться все хуже и хуже видимость. Идем уже особо не оберегая ноги, лужа так лужа, канава так канава. Главное как можно быстрее спуститься вниз и желательно до полной темноты!
Молчаливое понимание пришло к нам с Димой того, что все, что ни делается — все к лучшему и все всегда происходит вовремя, в тот момент, когда дорогу нам перегородило упавшее огромное дерево. По следам, свежим еще зеленым листьям на ветвях и прочим признакам мы с ним одновременно пришли к мысли, что дерево это упало на дорогу во время случившегося шторма, вот буквально недавно, час-два назад. Упало на нашу дорогу. Так что, может не так уж и плохо, что дождь загнал нас в палатку и заставил задержаться?
В 21-00 мы спускаемся и выходим к реке Сахрай. В полной темноте находим место для стоянки.

Изображение

Место оборудованное для отдыха, были видны столы, лавки, кострища.
Сразу направляемся к реке — отмываться, потому что если оставить велосипеды в той грязи, то на утро это займет в два раза больше времени. Вода в реке очень мутная (после такой грозы), пить ее точно нельзя, так что, мы остаемся без ужина и снова по причине отсутствия воды, вот тогда я и пожалел, что на крайнем роднике не набрал полную бутылку. Для питья воды у нас чуть-чуть было, а вот для готовки и чая — нет. Да у нас вообще-то и хлеба не было для полноценного ужина, так что, выход один, спать.
Укладываясь спать, я чувствовал какую-то что ли гордость за нас, за то что мы не смалодушничали и все-таки вытащили себя из теплых спальников в мокрую одежду и заставили себя идти дальше, не много найдется людей, поведших себя как Дима в той ситуации, когда я сходил на разведку и мы решили все-таки быстро свернуть лагерь и идти дальше, до финала. Я был готов вытерпеть все, лишь бы спуститься вниз, к тому же я знал, что хуже, чем у нас было уже сегодня, быть, наверное не должно, а если и будет, то и ладно! В итоге, то что мы все же дошли до реки именно сегодня, завтра нам так аукнется, в положительном смысле этого слова, мы сделали тот задел, значение которого еще не знали, а оценили лишь на следующее утро. Но об этом дальше.
К сожалению, в этот день я практически не снимал во второй половине дня, поэтому и фотографий мало. Из опасения техника была спрятана в баул.

P/S/ еще днем, когда поднялись к Гамайскому Шамхану, я подумал, что вечером запишу в блокнотик примерно так «день был на удивление легким, но и мало интересных красивых видов, возможно из-за этого» - а в итоге? А в итоге, у нас получилось одно из тех приключений, которые запоминаются на всю жизнь!!! Это из того разряда, как наш спуск с Димой в Зеленогорье в Крыму в 2013г — такое не забывается!!!