четверг, 29 сентября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 10-й (02/08/16)

Проснулся в 5 утра, тишина, спокойствие, шумит в 100 метрах Маруха (ударение на второе А), ночью рядом, по дороге летали туда-сюда местные джигиты, из машин звучала музыка, слышались смешки барышень, каждый отдыхает по своему.
Раз я так рано проснулся, то можно было уделить время велосипеду, как и каждое утро, смазал цепь, после вчерашних бродов смазка растворилась в водах Кавказа.
Что удивительно, но на траве такого шикарного луга, на котором мы остановились, не было росы, я еще не вылез из палатки и лежал, размышляя, как же выйти к дороге, чтобы остаться сухим, а оказалось, что идти можно спокойно, видимо это связано с отсутствием резкого перепада температур, такого как был в горах.
Это утро, сборы, завтрак у нас прошло в теплой атмосфере группы «Ленинград», почему-то именно этим утром оно оказалось в тему, особенно две песни - «Отпускная» и «ЗОЖ», они очень гармонично вписались и дополняли атмосферу нашего лагеря.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Получалось, что вчера мы выехали из гор по долине реки Асаут, несущей свои воды меж двух хребтов, а сегодня, мы должны снова ехать в горы и снова вдоль реки (только теперь Марухи) и снова вдоль двух хребтов, то есть, выехав вчера по одной долине, сегодня мы возвращаемся назад, но уже по другой, соседней. 
Вид в сторону равнины.

Изображение

Вид в сторону гор.

Изображение

Еще один существенный момент — качество дороги, сегодня оно было отличным, хорошо укатанная грунтовка, с некрупными камешками, с уклоном, позволявшим постоянно ехать — то что надо. 

Изображение

Изображение

Изображение

Можно сказать, что сегодня, во время езды, глядя по сторонам, мы испытывали легкое дежа-вю, только в обратном порядке, судите сами — сначала мы ехали по равнине, потом постепенно вокруг нас начали из земли вырастать холмы, заросшие густыми лесами, через время холмы потянулись вверх и на их верхушках образовались открытые скальные выступы, начинались горы, горы красивейшие, мне напомнили они «Парящие горы» из фильма «Аватар» - вот оказывается, где, а не в Китае, Кэмерон почерпнул эту идею! Видимо тоже был в велопоходе на Кавказе.

Изображение

Изображение

Изображение

Дорога как всегда идет вдоль реки, периодически с соседних склонов в реку скатываются, образуя красивые, но небольшие, водопады, ручьи и ручейки, так что, на этом участке, у нас снова не было трудностей с питьевой водой.

Изображение

Изображение

Очень меня впечатлили скалы, окружавшие нас на этой дороге, как рукотворные стены в каком-то фантастическом фильме... 

Изображение

Изображение

и еще, очень интересный цвет воды — такой цвет воды, как в Марухе, я больше на Кавказе не встречал. Какие будут версии причин такого цвета воды? Она не пенится, там течение было вообще нулевое, место какое-то аномальное, кстати, везде река шумела, ревела, а тут, видимо был ровный и пологий участок и именно на нем она еле-еле неслась.

Изображение

После ….часов езды, мы внезапно, ничего этого не предвещало (как говорил Черномырдин - «Никогда такого не было и вот на тебе, снова!») - выехали в огромнейший цирк, созданный природой для выступлений каких-то циркачей-великанов — так я подумал увидев всю эту панораму... это была просто фантастика!!!

Изображение

Изображение

Дима показал на верх этого цирка и сказал: «Нам туда».
Посмотрев наверх, я понял, этот день запомнится.
Время как раз подошло к обеду, да и лезть на перевал с пустым желудком совсем не «комильфо», поэтому далеко не отходя, а прям на травке у обочины мы и расположились, попутно, наслаждаясь солнышком.

Изображение

Изначально выбор по маршруту был у нас не велик — либо с самого места стоянки, по хребту двигаться с постоянным набором высоты, в течении 20км и скорее всего не ехать, а толкать, либо (как мы и выбрали) — проехать вдоль Марухи с приемлемым набором, но потом в финале, собраться и рывком заскочить на перевал — 5км (примерно).
Пообедали. Ну что... вот она, наша дорожка... под березочки пошла и пошла и пошла и как резко вверх-то она пошла! 
Сразу баулы переместились на спины.
Дима уходит в березочки.

Изображение

Подъем начали ровно в 13-00.
Вид назад, в сторону цирка.

Изображение

Дорога - грунтовка с крупными камнями и очень крутым уклоном, солнце жарило и светило безбожно и хоть мы и шли вроде бы по лесу, но так как был полдень, то тени на дороге не было совершенно — это был один из самых тяжелых для меня перевалов. Реально несколько раз от перенапряжения и жары аж мутнело в голове, я просто сейчас вспоминаю, спустя месяц и до сих пор, та тяжесть мне помнится очень-очень четко, хотя в целом-то ощущения уже притупились, но некоторые моменты они чуть глубже впечатываются в память, видимо благодаря своей тяжести. 

Изображение

Изображение

Изображение

Дима шел как огурчик, а я буквально заползал... шаг за шагом, там, где бывало уже все, велосипед останавливался, я просто наваливался всем весом на руль и сталкивал его с места, какая там уже система «по 50»?!?!?! По 20... потом вообще по 10... шли с привалами через каждый 1км. Подъем смешанный — серпантин с «чудесными» шпильками плюс отрезки «в лоб» и как назло где-то на середине закончились запасы воды, а для меня это вообще смертельно, я могу не есть, но не пить — не могу. После первых 2-3-х привалов через километр уже останавливались через 500м и просто лежали в тени... 

Изображение

Еще раз повторюсь — очень, очень тяжелый подъем (но опять же, это для меня лично).
Но вот, постепенно дорога начала выполаживаться и лес менялся на глазах, редел, все более низкорослым становясь, было понятно, мы куда-то выгребаем.

Изображение

По лесу то там, то тут метались коровы, целое стадо видимо зашло и рассредоточилось между деревьями. Бывает, идешь по дороге и боковым зрением видишь — стоит … в кустах в метре от тебя … замерла... не дышит... типа ее тут нет... коровушка — да я бы после такого подъема даже если захотел бы и то подоить не смог бы — силенок у меня не было!!!
Из-за хребта послышались раскаты грома... но еще не было даже видно источника звука, так что, время у нас было.
Выбрались на относительную плоскость, дорога как Змей Горыныч трехгооловый распласталась в три стороны, наша самая вверх идущая, нам прямо.

Изображение

Изображение

Изображение

Встретили родник возле дороги, после недолгих размышлений, решили набрать воды и попить, вроде повезло, без последствий, очень уж жажда к тому моменту усилилась... попили, осмотрелись — красота... где-то глубоко, внизу, распласталась долина из которой мы пришли, напротив нас хребет из-за которого мы вчера приехали, рядом, справа, уже видны вершины того гигантского цирка, что наблюдали мы снизу, они были уже совсем близко, оставалось совсем немного набрать и мы на хребте.
Издали на перевале были видны туры и прочие нагромождения, знаки какие-то, ну чтобы было понятно, что тут перевал. Оставалось лишь взлететь на него, буквально чуть-чуть. 

Изображение

Дима был уже на верху, когда и я туда взобрался. Было 15-00. Так как гром не переставал пугать нас и тучи все сгущались, то времени у нас на отдых особо не было, но дыхание мы все же перевели, снова скинули баулы на багажники. Так как мы не знали название этого перевала, то решили назвать его — Обсерваторный. 
Виды с перевала во все стороны. На одной из панорам можно рассмотреть Архызскую обсерваторию.

Изображение

Изображение

Изображение

Не из-за того что на нем можно было «обсерваториться» от напряжения, а потому что мы подходили к Архызской Обсерватории — одной из наших целей в этом дне. С перевала было видно саму обсерваторию и было видно, что прямой дороги к ней нет и надо будет еще попетлять по хребту, чтобы в итоге к ней и выехать.

Изображение

Поехали.

Изображение

Изображение

Слева гремело и серело, казалось, что вот-вот и грозовые облака все-таки перевалят через задерживавший их хребет и тогда между нами не останется никаких преград, поэтому мы спешили, спешил по грунтовым качелям — вверх-вниз, вверх-вниз, продолжая еще постепенно набирать высоту. Обсерватория как маяк «светила», но до нее было еще очень далеко.
Через полчаса грозовые тучи своего добились и все же перевалили хребет слева и было видно, что в долине Марухи уже идет дождь, гроза приближалась, мы ускорялись, хотя на всякий случай надели дождевую одежду. 

Изображение

Изображение

Изображение

Не глядя на камни, гравий, летели к обсерватории, летели от грозы - по ходу у нас созрел план, либо мы подъезжаем к обсерватории, узнаем, есть ли этой ночью экскурсия, если да, то ставим где-то неподалеку палатки и прячемся от грозы, если экскурсии нет, то уезжаем от той же грозы, только вниз, по отличному асфальту в сторону Архыза. 
Видна дорога к обсерватории, как лента огибает гору и за ней уже идет на спуск.

Изображение

Изображение

В любом случае, нам нужно было как можно быстрее попасть к обсерватории, чтобы определиться со своим будущим. Она все более приближалась и все более и более росла в размерах, превращаясь в огромный белый колпак!

Изображение

Изображение

А тем временем ситуация на небе и в районе Архыза и Нижнего Архыза, мягко говоря, настораживала…

Изображение

Изображение

Изображение

Прыгая по камням, стоя на педалях, буквально проскакали мимо кошары с ее жителями - пастухами, детьми, собаками и коровами, до обсерватории метров 500 и только спуск, главное не сложиться за несколько сот метров до асфальта, он уже виден. Подъехали к забору из сетки, ворота, открыли их и поехали дальше. На территории обсерватории высажены деревья и меж ними разбросаны как грибы телескопы по-меньше, а гигант телескоп, как Эльбрус, гордо высится над ними и рядом с ним мостовой кран, я так понимаю, с его помощью и осуществлялась сборка этого сооружения и с его помощью оно и обслуживается.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

До нас начали долетать крупные капли дождя, нужно было решать, что дальше.
Но мы все равно остановились и сфотографировали это колоссальное техническое явление, масштабы впечатляют, один только кран чего стоит, что и неудивительно, зная каких размеров зеркало установлено в этом телескопе — диаметр зеркала 6 метров!!!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

К зданию обсерватории подъехали ровно в 17-00, как раз из него выходили сотрудники и усаживались в микроавтобус, который их везет вниз, по домам, у них то мы и узнали, что оказывается экскурсии проводятся по пятницам-субботам-воскресениям, а в тот день был вторник... ну что ж — не судьба значит. Значит судьба нам лететь вниз в Архыз.
Начался асфальт. Дорога специально проложенная для строительства (подъема на верх зеркала) и функционирования обсерватории. Асфальт отличного качества, это было как компенсация нам за всю тряску этого дня.
20 километров спуска с крутизной более сильной, чем с Ай-Петри по идеальному асфальту, с видами на долину реки Зеленчук — это фантастика!!! Смог ограничить себя на 55км/ч, все же с баулом я на большее не рискнул, хотя перспективы были!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вылетели на трассу в Нижнем Архызе. Дальше по ней. 

Изображение

Переехали через реку Зеленчук.

Изображение

Отвык я от таких дорог. Почему-то казалось, что мы будем лететь по ней, а нет... все же это горы и дорога, идя с плавным набором, нам этого не позволяла. Начали присматривать место для ночлега, но то место красивое, но за забором, то еще что-то в итоге так и доехали почти до самого Архыза, стали буквально в 1-м километре. Сошли с трассы в дубовую рощу и отойдя метров 200 поставили лагерь. Последние километры этого дня я уже еле-еле выкрутил, силы совсем меня оставили, осталось их только на то, чтобы поставить палатку поужинать и уснуть...
Вспоминая тот день, могу отметить, что этот Обсерваторный перевал, для меня был тяжелее, чем подъем на Эпчик, да и на все перевалы до этого в этом походе, по итогам дня пробег был 70км с набором высоты более 2000м, это имело решающее значение в моем физическом состоянии, чувствовалась разбитость и какая-то потерянность. Обидно было одно, когда едешь по грунтам, по камням, скачешь и думаешь, вот бы мне на асфальт, вот я бы уже разогнался и тут, о чудо, судьба дает тебе возможность проявить себя, и ты попадаешь на асфальт и... ожидания твои не оправдываются, ты еле-еле крутишь в мельчайшую горку, а на небольших спусках не успеваешь даже разогнаться и как черепаха крадешься и крадешься, а ведь думал, что полетишь минимум как Ленс Армстронг! А тут, такое разочарование...
Кстати, хоть мы и находились весь день под угрозой дождя, мы под него, в итоге, так и не попали.

Пробег –70 км.
Набор - 2268 м
Сброс- 1854м

_________________