понедельник, 10 октября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 13-й (05/08/16)

Прошедшая ночь была самой теплой, из проведенных мною до этого на Кавказе, что, впрочем, и неудивительно, зная, что лагерь мы разбили на высоте «всего лишь» 815мнм, это была, пока, самая низкая ночевка в этом походе. Ночью очень хорошо был виден Млечный путь и постоянно летающие пассажирские самолеты — относительно недалеко аэропорты Ставрополя, Краснодара.
Утро начинается с зарядки и смазки цепи, после вчерашнего испытания она была совершенно сухая, не знаю есть ли такая смазка, которая выдержала бы вчерашние броды, лужи и грязи — вряд ли.
Солнечно, тепло — утро на Кубани было чудесным.
Заправились водою на святом источнике, на выезде из Курджиново.

Изображение

Изображение

Выехали по хорошему асфальту, все еще сбрасывая, красивая дороге, бежит среди деревьев, параллельно Лабе. Встретился нам на пути населенный пункт с интересным названием — Псемен, а впереди нас ждет Псебай... это подтолкнуло нас развить тему слов с приставкой «Псе», например, ПсеДима и ПсеМаксим, ПсеВелосипед, ПсеПоход, возможные вариации ограничены только собственной фантазией фантазера.

Изображение

Изображение

Горы окончательно остались позади и скрылись из виду, незаметный переход из равнины к гористой местности, здесь, на Кубани, начинается так же как и в Крыму, мне нравятся такие моменты и места, независимо от того, въезжаю ли я в горы или выезжаю из них — нахождение рядом с ними, самом по себе приятно, а если, за горизонтом, не далеко, еще и есть море, то это... Кубань и Крым.

Изображение

Курджиново растянулось на несколько километров и однажды, перед Псеменом, выехав из него, мы в итоге в него еще раз въехали. На развилке, незадолго до границы Карачаево-Черкессии и Краснодарского края, в небе над нами появился красавец белоголовый сип. Пожалуй, эта встреча с пернатым представителем, была одной из самых запоминающихся в моей жизни, рядом с ней лишь стоят две встречи — первая, с грифами в Крыму и с ястребом-перепелятником на заборе моего дома. Этот гигант долго парил над нами, позируя, дразня меня, потому как у меня как обычно, был не тот объектив... Правильно говорят: «Дьявол в мелочах» - и так и есть — для быстрой смены объектива его всегда надо иметь под рукой, в условиях похода понятие «иметь под рукой» означает, что вещь должна лежать в какой-то из сумок с краю, для этого я купил себе нарамную сумку, именно под объектив. Со своей функцией она справлялась на отлично, объектив всегда был в пределах досягаемости моей руки, но только... два дня. На третий день пряжки на сумке оторвались... таким образом, объектив переместился глубже, в баул и вот из-за этой мелочи, я был лишен стольких снимков!!!
Размах крыльев до 2.5м

Изображение

Пересекли границу республики и края, сделали дежурные снимки на память. После границы дорога пошла еще лучше, а местность живописнее, вокруг поля, поля, поля, кое-где виднеются холмы-останцы.

Изображение

Изображение

Изображение

Горы теперь были видны где-то очень далеко на горизонте, мы знали, что это всего лишь обходной маневр и скоро мы туда вернемся — сегодня.
Дорога ровная, местность плоская — идеальное мест для тренировки велосипедистов, на встречу нам проехала группа малышей и тренер на авто. Малыши еще не приветствуют при встрече коллег, а вот тренер помахал нам рукой.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вот и Псебай. Поселок растянут вдоль реки на 10км, в основном одноэтажный. 

Изображение

Изображение

Мы направились в центр, нам нужно было пополнить запасы продуктов, зарядится и просто отдохнуть. Выбрали место в центре, около фонтана и памятника В.И.Ленину. Удобные лавочки, солнце, что еще нужно, здесь мы расположились надолго. В итоге провели мы тут 3 часа.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Продолжаю традицию рекламы магазинов, которые по-дружески относятся к туристам — вот следующий их представитель — хозяйственный магазин «Молоток» в Псебае — ребята, все в «Молоток»!!! Там продавец на мой вопрос о зарядке, как-то задумалась, чем я и воспользовался, сказав ей «Спасибо! Сейчас принесу зарядное!», она может и хотела отказать, но... не успела. В итоге я и пауэрбанк зарядил и аккумуляторы на фотоаппарат.

Изображение

Пока Дима ходил в «Магнит» за продуктами я открыл для себя чудесный мир 4G-интернета в Псебае — неожиданно, если честно.
Пообедали, отдохнули, зарядились — можно продолжать путь.
Улочками выехали за город, сразу же начинается подъем на перевал. Сначала подъем не критичный, можно ехать, правда камни достаточно крупные не позволяют расслабится, но потихоньку мы ехали. Мне этот отрезок очень напомнил подъем на Кабаний (Бечку) перевал в Крыму, то же покрытие, такой же уклон, примерно те же деревья — дежа-вю. 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Постепенно деревья закончились, мы набрали еще чуть высоты, чуть выше уже был кустарник и трава, перед нами открылась скала Долгая, вот вдоль нее мы и ехали, как бы объезжая. Время было около 15-00 и солнце жарило капитально, семь потов с меня сошло прежде чем мы выехали к беседке. Оборудованное место для отдыха с видом на Кавказские горы, они еще далеко-далеко, вокруг нас предгорье.
В беседке посидели, скушали шоколадку, которая превратилась в шоколадную пасту. 

Изображение

Изображение

Изображение

Визуально казалось, что мы уже на перевале и вот-вот, после беседки, перевалим и поедем вниз... ох.
На деле оказалось, что после беседки только и начиналась та самая... как бы это сказать покультурней...
Дорога вывела нас в упор к лесу, лиственному лесу, ну на самом деле не было понятно, что там — лес или просто роща, дорога круто ныряла в нее и вниз. Ну сейчас полетим — я подумал. Подъехал к началу спуска и понял — нет, не полетим. Дорога вела вниз, покрытие чернозем, раскатанный после недавнего дождя трактором(!), везде следы огромных протекторов от покрышек МТЗ-80 - сочетание смертельное! О езде речи и быть не могло! Начали аккуратно спускаться вниз, прыгая между колеями, внешне казалось, что «дорога» (пишу специально в кавычках) была специально раскатана лесниками с помощью тракторов, чтобы перекрыть путь, других вариантов как и для чего ее можно было так убить, у меня не было.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Постепенно остались две колеи между которыми мы и прыгали и по которым, периодически перед нами разливались лужи, не столько широкие, сколько глубокие, обойти по обочине невозможно — обочины нет, на ее месте стена растительности, велосипеды проваливались по втулки, естественно долго оставаться чистыми и сухими мы не могли — все это так контрастировало с первой половиной нашего дня — с утра мы ехали как в раю, а после обеда, нас настигла такая ...опа... Практически сразу нас облепила грязь, ноги промокли и появились кровососущие — комары, слепни, пинали они нас безбожно, конечно, мы ведь с начала шли вообще в одних шортах, распаренные. Потом надели футболки, но это вообще не спасало. В некоторых местах велосипед проваливался по самые втулки в лужи и грязь и огромных физических усилий стоило его оттуда выдернуть, так как его практически засасывало, так в очередной раз, выдергивая свой, я оступился и обеими ногами чуть ниже колен стал в эту же жижу... все, терять уже было нечего... В какой-то момент наша дорога решила закончится, упершись в стену из травы, мы пытались идти в лоб, потом возвращаться и петлять, как назло, закончилась вода... но благо, через время подвернулся невзрачный родник с непонятной водой, но выбора не было, пот лился струей, застилая глаза, все же я попил, стараясь особо не обпиваться этой водой. Грязь и трава забила все переключатели и пространство между колесами и рамой, колеса естественно прекратили крутиться... вот этого еще не хватало, пришлось нести с собой палочку, которой через каждые 15-20 метров, выковыривать эту грязь, чтобы пройти еще 20 метров, остановится, быть искусанным, прочиститься и идти дальше. При том, что мы снова шли вверх, спуска не было, до этого, раньше, это был еще не перевал... Силы и терпение покидали меня... не помню точно, сколько продолжался этот ужас, но не меньше часа-двух и вот, когда в очередной раз, заднее колесо моего велосипеда провалилось по самый баул в жижу и я, дернув вверх, не выдернул, настолько засосало его, я смалодушничал... и первый раз за весь поход сказал, что «Изя, все...» сил больше нет, давай вернемся, ну его нах... ну и т.д. Может чуть эмоциональнее. Далее у нас произошел диалог с использованием местных идиоматических выражений (с) на повышенных тонах и Дима пошел дальше, а я развернулся в сторону Псебая, столько у меня было злости, ясно, что не на Диму, а на дорогу, и я даже не заметил, как вырвал буквально свой велосипед, груженный баулом (мы же еще только и продуктов набрали) из топкой грязи, грязь и сама не ожидала от меня такой прыти. Одним махом я его развернул и... остановился.
Отступлю.
Часто приходилось встречать в интернете разнообразные цитаты и вот, вспоминая тот день, вернее те пять минут даже, мне приходит на ум одна из них, сразу мне запомнилась, вот она:

«За историю человечества, сколько же миллионов людей останавливались в одном шаге от своей цели, думая, что выбились из сил, не зная, насколько они были к ней в тот момент на самом деле близки»


Напишу честно, что я тогда думал и почему не пошел все же назад, на асфальт, раз уж была слабость и смалодушничал, то надо хотя бы иметь смелость об этом рассказать, ничего не утаивая.
Развернул я велосипед. Стою. Держу его, держусь сам. Комары грызут... и думаю:

«Ну вернусь я сейчас, выеду на асфальт, объеду этот гребаный участок по асфальту, приеду в Баговскую, что бы встретиться с Димой там... а его там нет — и что дальше? Сейчас он за мной не пойдет. Он попрет прямо — это точно. Вот приехал я, а его нет. Надо будет идти навстречу, искать, и все не тот же перевал, только с другой стороны. А если с ним что-то случилось? А если я его вообще не найду? Пропадают же люди бесследно, в конце концов... тем более, мы в горах. Что я скажу его родителям? Скажу — ну понимаете, мы попали в трудную ситуацию, мне стало тяжело и я бросил его и ушел, а он пошел дальше и... его загрыз комар или слепень... ну или еще что-то»

Я снова развернул велосипед и пошел дальше и надо же такому случиться, что с...ка (прошу прощения за мой французский) — через 100 метров дорога стала более-менее нормальной и можно было даже ехать... мы перевалили этот, мать его так, безымянный перевал...
Стало конечно чуть легче, но все равно мы шли, кое-где ехали, в траве — трава стала чуть ниже, по грудь, примерно, а была вообще выше роста, настолько там бурная растительность! Дорога была, грунтовая, но уже не такая грязная и местами заросшая, так как ею, видимо, очень редко пользовались. Велосипеды наши стал похожи на костюм снайпера «Леший» - кому интересно, посмотрите как он выглядит.

Изображение

Дорога петляла между холмами, скалами, лесом, чем дальше, тем больше мы ехали. Из-за грязи и травы у меня работала только одна передача, настолько все забилось, а вычистить на ходу не было возможности — во-первых из-за кровососущих, останавливаться нельзя ни в коем случае, движение это жизнь, а во-вторых — трава, смешавшись с грязью, создала такой крепкий материал, армировав собою ее и теперь просто рукой или палочкой уже ничего не вычищалось, нужно было размачивать грязь...
В итоге борьба с насекомыми уже настолько утомила, что я решил — лучше зажарится и заплыть потом, чем быть съеденным заживо, пришлось надеть штаны и куртку, при том что на улице было около 25-ти.

Изображение

Изображение

Изображение

В просветах травы где-то вдали и внизу, стала мелькать лента воды, но еще очень далеко. Через час мы уже могли четко рассмотреть и крупное поселение на берегу реки — это была станица Баговская, но до нее еще нужно было доехать.

Изображение

Постепенно мимо нас начали мелькать покосы и дорога значительно улучшилась, было видно, что ею пользуются, ехать стало намного легче и даже приятно, вниз, по укатанному грунту, еще бы!

Изображение

Огни станицы были все ближе и ближе.
В 19-00 мы въехали в станицу, сразу на въезде узнали у местных жителей о ближайшем магазине, оказалось, что он там и не один.

Изображение

В станице асфальтированная дорога, по ней мы быстро домчали, залетели в магазин и купили 2 литра сахара - «Пепси», которые здесь же, развалившись на лужку у магазина, за 15 минут и распили — сказывался расход глюкозы, хотелось именно «Пепси», хотя мы конечно знаем, что это гадость, что это вредно, но в тот момент...

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Но ведь это же еще не финал.
Нам еще проехать 11км и набрать 200м.
Полчасика повалялись на травке и в путь. За станицей переехали по мосту через реку Ходзь, объехали какой-то поселочек, перешли вброд небольшую речушку и вдоль нее начали набор в сторону урочища дольменов — там у нас должна быть ночевка и завтра целая дневка!

Изображение

Изображение

Изображение

Дорога была очень похожа по качеству на дорогу, если кто-то ездил по ней или ходил пешком, ведущую на Мангуп в Крыму (да и вообще в том районе), по которой на верх поднимают «матрасников» - крупные, с кулак, камни, очень похожие на мергель или мел, не знаю точно. Трясло нас порядочно. Практически сразу нас скрыли деревья, где-то слева, то ближе, то дальше, шумела река, темнота ночи, как всегда на Кавказе, накрыла практически одномоментно — включили фонарики (первый раз в этом походе мы их использовали во время езды).
Постепенно Дима начал вырываться вперед и вверх, если сначала наши фонари создавали сплошной световой поток, пока мы ехали рядом, то вскоре я остался один и видел только впереди, мелькающий среди деревьев, луч его фонаря, а вскоре, он вообще пропал впереди, так как дорога виляла по траверсу холма и стоило ему заехать за склон, как визуальный контакт у нас пропадал, я не сильно переживал по этому поводу, хотя конечно ощущения не самые приятные — один, в лесу и только свет фонарика и видишь лишь то, что подсвечивает тебе фонарик, а что слева, что справа в метре, ты уже не знаешь. Я сосредоточился на езде и ни о чем не думал.
И вот.
Тяжело описать, но попробую.
Представьте себя. 
Едете на велосипеде.
Медленно-медленно в гору.
Дорогая тряская, луч фонаря постоянно скачет и прыгает, но в целом, все хорошо видно.
Вокруг, по бокам кромешная темень, тем более, после взгляда на свет, если взглянуть в темноту, то нужно определенное время, чтобы зрение адаптировалось и стало хоть что-то различимо, так что не видно НИЧЕГО.
Едете, думаете о своем.
Световое пятно, то выхватывает куст, то лужу, то кусок скалы у дороги, то дорогу впереди.
Пытаетесь лавировать между камней, луч света мельтешит по кустам, деревьям.
Дорога резко забирает вправо, вы поворачиваете и...
Луч вашего фонаря выхватывает в 3-4 метрах уже прям перед вашим носом всадника в длинном брезентовом плаще верхом на белой (или серой) лошади, медленно выезжающего из густого кустарника навстречу!!! Блин, если бы у него в руках была бы его же голова, то я бы не удивился!!! Точно как в фильме «Всадник без головы»!
Есть такая фраза, когда пытаются описать мгновение испуга человека : “В этот момент он был готово ж..пой перекусить лом» - вот именно это я и испытал в тот момент...
Я даже заматериться не успел.
Мы разъехались.
Еду дальше, Диму не видать, съездов с дороги не было, так что, он точно впереди. Обстановка та же, все тот же лес, все та же темень, все тот же мелькающий луч фонаря. И вот еду и такое ощущение начинает складываться, что я еду, а вокруг меня, в кустах, в лесу, кто-то есть... я не могу понять, кто, но кто-то есть, кто-то движется, доносятся какие-то шорохи, звуки. Я еду, прислушиваюсь, но не могу понять, кто или что это... странно, начинаю вертеть рулем по сторонам, чтобы луч выхватил мне обочину и... блин!!! Я оказывается въехал в то ли переходивший ее, то ли двигавшийся параллельно дороге, по кустам табун лошадей!!!!!! Не ну-елки-ж-палки!!!!!!!!!!! Сколько еще стрессов будет в этот день?
Наконец-то лошади закончились и я даже нагнал Диму.
Уже вместе проехали пасеку, слева была большая и ровная поляна, а справа на склоне, стояли улии, где-то, в стороне от дороги, мелькали фонарики, видимо, бортники там отдыхали в темноте — перекрикнулись с ними, поздоровавшись и поехали дальше. До точки оставалось 400м.
Вот и наш съезд с дороги, вправо и как-то уж очень круто вверх!!!
Спешиваемся, начинаем заталкивать, заталкивать и вот поляна, но она расположена на склоне с таким уклоном, что поставить там палатку вообще нереально.
Решаем возвращаться на пасеку, так как только там мы видели ровную поляну, и проситься на стоянку. Вернулись на 400м назад и подошли к беседке, там отдыхали после трудного рабочего дня двое работников. На нашу просьбу приютить странников они откликнулись и указали нам место на огромной поляне, только, сказали, там посреди конь на привязи, держитесь от него подальше — там где конь, там и слепни. 
На поляну садился туман, освещая ее нашими фонарями, мы обошли здорового скакуна и расположились в уголке. Конь постоянно фыркал и ржал, но не над нами — в округе, где-то в лесу, был табун и с ним он и общался.
Стали лагерем в 21-00 — самая поздняя наша стоянка. 13-й день, что ни говори, оказался действительно 13-м, и ничего нет хуже, чем ждать и догонять, а в этот день мы нагоняли график, в итоге нам это удалось и мы все-таки вышли на него.
Поставили палатки и пошли к реке купаться — это было жизненно необходимо, после такого тяжелого и грязного дня — вода в реке Кодзь оказалась около 10 градусов, сама река в нашем месте была по колено и шириной метров 5. Разложив по периметру фонари, принялись за мыльно-рыльные процедуры, температура на улице снизилась до 15 и от нас, мокрых, шел пар, клубясь в лучах фонариков, зрелище было интересное!
Купание вернуло к жизни, сняло усталость.
После сегодняшнего перевала сделал для себя следующий вывод, что самое тяжелое для меня в горных велопоходах, мое узкое место, так сказать — это перевалы с обилием растительности, грязи, покрытые лесом, такие как у нас были в Псебае и Хасаут Греческом, на них я «расклеиваюсь»... Даже сейчас я с удовольствием вспоминаю горные (каменистые и высокие) Кичи Ауш, Эпчик, Пхию, и с содроганием — лесные Псебай и Хасаут Греческое. В дальнейшем будет еще одно, подобное место, на котором я срывался, но до этого еще несколько дней.

Изображение


Пробег –63 км.
Набор - 1030 м
Сброс- 1210м

Комментариев нет: