четверг, 15 сентября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 5-й (28/07/16)

После вчерашнего вечернего апокалипсиса, сегодняшнее утро было райским — солнечно, тепло, бриллианты росинок тысячами разбросаны по траве и блестят как звезды.

Изображение

Собирались мы не спеша, план у нас подняться на Эпчик (7км), спуститься и поставить лагерь где-то в районе Теберды, ну или как можно ближе.
Дима уничтожает мусор, чтобы не загрязнять окружающую грунт и воду, мы решили загрязнить окружающий воздух sm2

Вновь пересекли Даут, запаслись из него водой. Первый километр даже ехали, пока дорога шла по деревне, хотя понятие «деревня» не совсем подходит к тому месту, скорее большая кошара или несколько кошар разбросанных по долине, ни одного человека за все это время мы не встретили (лишь вчера вечером Дима, обмываясь в реке, познакомился с пастухом).

Изображение

Вот так выглядит деревня.

Наше внимание привлекло здание с травяной крышей, прям как в Скандинавии, раньше я такого не встречал.

Дальше, вверх по течению Даута была видна вершина, Дима сказал, что там уже пограничная зона, нам бы в любом случае туда было нельзя, а дальше, там уже Абхазия.

Изображение

Выход из деревни на дорогу к перевалу был перегорожен воротами из крупных веток, мы аккуратно убрали засов и прошли сквозь них, прикрыв все как будто ничего и не трогали.

Грунтовая дорога, по которой видно что ездили, с некрупными камнями, идти вполне комфортно, даже не скажешь, что мы толкали, скорее вели первое время велосипеды рядом, просто в той ситуации по энергозатратам легче идти и вести рядом, чем вкручивать, бывает такой уклон, вот там как раз был именно тот.

Рядом в овраге шумела река, на протяжении всей первой половины пути, к ней со всех сторон стекают ручейки, так что трудностей с водой мы не испытывали.
У одного из ручейков, под березочкой (так и хотел написать «под березочкой... да голожопиком...» - Дима поймет) — остановились на привал и заодно поменяли колодки на одном из тормозов велосипеда Димы.

Изображение

Сразу после отдыха нас обогнал пастух верхом на коне и в сопровождении двух собак, в очередной раз убедился, что среди собак, как и среди людей, встречаются особи умные и... не очень — нам встретились умные, только они начали проявлять к нам интерес, как одно слово хозяина и собаки больше не взглянули на нас. Наездник оказался вчерашний Димин знакомец, он поднимался тоже в сторону Эпчика, только не на перевал, а в кошару. Мы пообщались с ним, поинтересовались как оно там? Он сказал, что до кошары более-менее, а вот потом... так и оказалось. Пастух обогнал нас и каждый продолжил свой путь.
Через полчаса навстречу проехал еще один пастух, видимо у них там произошла смена и он направлялся в поселок.

По мере подъема на окружающих склонах открывались новые виды, виды, которых не было видно с долины.

Изображение

Вот такой вид увидишь, обернувшись назад – постоянно надо оборачиваться назад, я уже об этом говорил и фотографии это только подтверждают! Кстати, на панораме, за хребтом, должен был быть виден Эльбрус… но облака, эти облака…

Трава, поражающая своей изумрудной зеленью, лес, постепенно редеющий и после 2-х тысяч, совсем сменившийся низкорослым кустарником.
Вскоре на дальнем склоне мы увидели животных, было очень далеко, но наша техника позволила нам рассмотреть эти огромные комки черной шерсти — это были яки. Ниже их все склоны были усыпаны коровами, козами, баранами и яки, как высшая каста, занимали самые высокие участки скал.

Изображение

Возле кошары пастухи показали наглядно чудеса парковки грузового автотранспорта - гравитация? Нет, не слышал...
Машина не брошенная, а именно припаркованная, потому как она в хорошем состоянии, колеса накачаны, стекла целые и т.д.

В кошаре, как зачастую, стоит остов автобуса, такой же как мы встречали и ранее и с той же целью.

Изображение

И дорога, как было обещано, не то чтобы испортилась, она прекратилась. Все. Дальше тропа. Козлиная, баранья, коровья и наша. В одном месте мы с козами и встретились.

По обе стороны от нас тянулись хребты, местами виднелись ледники, растительности на их высоте уже нет, большую часть времени вершины были закрыты облаками и, что особенно настораживало, то слева, то справа, из этих туч раздавался гром... вот это было вообще не кстати, но нас пока миловало, хотя дождь начался.
Вот из этих соседних туч и раздавался периодически гром.

Изображение

Пришлось переодеваться. Дождь переодел нас, а тропа переместила наши баулы с велосипедов на наши спины — так было удобнее и легче, единственный минус — это неприспособленность лямок наших баулов для длительного переноса, приходилось терпеть, врезающиеся в ключицы лямки.

Как обычно, перешли пару раз ручей, вроде один и тот же. Так как тропа козлиная, то козы и ходят как угодно им, то на тот берег, то на противоположный, нам приходилось приспосабливаться.
Когда на пути возникали холмы, а тропа в навигаторе (хотя бывало вообще пропадала из видимости) все норовила вести нас в лоб, мы сворачивали с нее и шли траверсом по холмам.

Изображение

Дождь прекратился, сразу же стало жарко, пришлось снять лишнее.
Снова яки.

Шел по своей системе — называю ее «по 50» - это не то, о чем некоторые подумали. Как советуют психологи, для преодоления трудностей и достижения целей, необходимо один общий маршрут мысленно разбивать на видимые отрезки и штурмовать их по очереди, задачу разбивать на несколько более мелких и выполнять их поочередно, постепенно приближаясь к цели — я так и делал. По 50. По 50 шагов. Делаю 50 шагов и стою пару минут отдыхаю. Очень, кстати, действенный способ! Что еще важно — нужно обязательно постоять пару минут и отдохнуть, даже если не устал еще, если так считаешь. Признаюсь честно, по мере усложнения подъема, методика «по 50» трансформировалась в «по 20» даже... да, необходимо учитывать свое объективное состояние и условия. Гибче надо быть. В этом походе я ее первый раз применил, да что там, я ее и придумал и внедрил на этом подъеме, но зато потом, практически всегда ее применял.
За 3-4 км перевал открылся нам и в этом была большая психологическая поддержка, так как, намного легче идти куда-то и видеть цель. Правда он потом снова закрывался и открывался облаками постоянно! Только они налетят — начинается дождь, мы одеваемся, перевал закрывается и так по кругу. Кажется, что вот же он, но это впечатление обманчиво…

Изображение

Справа от нас начал вырисовываться кулуар, мы рассчитывали в ручье, который должен был бежать по его дну, пополнить запасы воды, какое же было наше разочарование, когда оказалось, что в кулуаре ручья нет... и так бывает.

Дима периодически озвучивал мне цифру расстояния, оставшегося до перевала.
И вот прозвучало — 1,7км — хотя визуально было видно, что меньше, ну мало ли... идем...и вот в один момент Дима говорит, что не 1,7, а 0,7км, а в наших условиях целая 1000 метров это ого-го и ого-го!!! Это очень много! Настроение сразу приподнялось, сил добавилось! Ну что такое 700 метров? Копейки... но. Не всегда.
Дождь то начинается, то заканчивается, по сторонам гремит гром, но нам везет. Пока везет.
В просвете «подмигнул» нам перевал. Видно облако, которое «сидит» на перевале.

Все ближе и ближе…

В один момент нас окружила какая-то настораживающая тишина — ветер перестал дуть, дождь прекратился... я еще сказал Диме - «похоже на затишье перед бурей», мы еще сделали совместный снимок в тот момент.

Перевал был уже близок, буквально метров 150-200, казалось бы, ну что нам может помешать или остановить? Мы однозначно через 15-20 минут перевалим и начнем спускаться. Усталости, как таковой, не было. Да, было легкое утомление, но сил еще хватало! Единственное неудобство — это лямки баула, а в остальном мы отлично шли.
Вооот из той долины мы пришли.

Изображение

За 50 метров до перевального седла началось.
Облака, которые весь день ходили по сторонам и «гремели», наконец-то накрыли и перевал Эпчик и нас вместе с ним. Видимость упала до 10-15 метров. К этому моменту моя мембранная куртка еще выполняла свои функции — влагу держала, но когда началось по-настоящему, тут она уже мне ничем помочь не могла.
Мгновенно налетевшее облако, вернее грозовая туча, в секунды обдала нас таким количеством воды и града, что я буквально за секунды промок насквозь!!! Одновременно с этим подул шквальный ветер, по ощущениям ну никак не меньше 15-20м/с, плюс температура опустилась с (примерно) +15 до +2 (замеряли) — вот это началось!!! Гроза, когда ты находишься, допустим, дома, в городе, это одно, а гроза, которая идет вот прям рядом с тобой (относительно), гром, гремящий буквально на соседнем хребте, это совершенно другое дело! Как говорят в Одессе – две большие разницы. Дождь и град быстро сделали свое дело и вот уже с перевала нам на встречу начинают журчать ручьи, то есть, если мы в ближайшее время не вылезем на верх, то мы потом вообще забуксуем на самых подступах и по грязи не поднимемся — пришлось ускориться! Я шел первым, помню сейчас каждый свой шаг, практически сразу в кроссовках начала чвякать холодная вода. Пока двигался, толкал, тянул, так еще не чувствовалось насколько холодно стало, вещи намокли и от холодной воды став ледяными, мгновенно прилипали и охлаждали, но у тебя адреналин, цель близка, не до этого и вот я уже выхожу, уже седло, уже даже вижу за перевалом туманную даль облака, насевшего на этот перевал, как... ноги мои буквально подкашиваются и я даже не успеваю ничего понять, что же произошло, плюс тяжелый баул на спине делает свое дела, и я буквально падаю подкошенным! Я поскользнулся. Оказалось, что на седловине лежит снежник, присыпанный пылью и его совершенно не видно... Не буду приводить слова, сказанные мною в тот момент — я лежу на боку, велосипед в другой стороне, сверху льет дождь, сыпет град, подняться очень тяжело, баул тянет к земле... кое-как встал на «четыре точки» и потихоньку поднялся, поднял велосипед и все же сделал эти 5-6 шагов до финиша... а что дальше? На самом седле ветер еще сильнее, я практически не слышал Диму, который тоже выгреб наверх и как раз высказывал свое восхищение окружающей ситуацией. Что делать? Диспозиция такая:
• Мы мокрые.
• Мы начинаем замерзать!
• Дождь/град продолжается, просветов не видно.
• С каждой секундой, возможно, все больше мокнут наши вещи в баулах.
• Спускаться невозможно — ручьи текут...
• И даже если скатиться по грязи чуть ниже, то и там нет ровного места, где бы мы могли поставить платку.
В этой ситуации Дима принял единственное верное решение, хотя в тот момент, когда я его услышал, я был шокирован, но он сказал «Ставим палатку прям здесь!!!», ну не сказал, а прокричал, так как мы вообще не слышали друг друга из-за ветра — давай ставить! Ага... при таком ветре элементарная процедура превращается в настоящее испытание и, когда я достал внутреннюю палатку и почувствовал всю силу ветра, я вообще испугался, как бы меня сейчас не утащило ветром в долину, используя палатку, как парашют, настолько сильно ее трепало и рвало из рук ветром... Ветер норовил подобрать и унести в долину все, что было брошено и не придавлено чем-либо, так у меня чуть не улетела сумка от палатки, пришлось ловить и быть более внимательным. Дима поспешил мне на помощь, он как раз закончил снимать тот самый видео сюжет с перевала и уже вдвоем мы стали пытаться установить палатку.
Пока мы ее «ловили», распрямляли, дождь успел налить пару кружек воды внутрь, но это еще полбеды, окоченевшие уже руки совершенно не слушались, я не мог даже попасть дугой в специальный штырь на углу платки, мало того что палатку мотыляет, так еще и руки не слушаются! Только с помощью Димы удалось унять угол платки и все таки собрать ее. В этот момент началось замерзание, озноб был настолько сильный, что уже не удавались какие-то элементарные вещи. С горем пополам мы поставили и тент, закинули в тамбуры баулы и буквально ввалились в палатку... Господи... все в один момент осталось где-то там, а тут нет ветра, ничего не льет на тебя, правда снаружи ветер жмет платку к полу и треплет ее безбожно, да град тарабанит по тенту, но мы уже не под ним. Первым делом моим полотенцем вымакали воду, которая сама не уходила сквозь днище — ну еще бы, днище ж должно быть водонепроницаемым! Начали раскладываться. Первое дело в подобной ситуации — избавиться от мокрой одежды. На мне одежда промокла насквозь. Куртка, футболка, намокнув облегали тело и забирали тепло, жуткий озноб колотит, но делать нечего — нужно скидывать все! За секунды мы разделись полностью и за секунды напялили на себя буквально все что было, первый раз я видел что бы велоджерси (кофту) одевали рукавами на ноги, да, такое было... Огромный плюс и наше везение, что у нас был сухой комплект одежды.
Я остановлюсь подробнее.
Первое правило, по крайней мере одно из, туриста гласит — спальник и термобелье, в котором будешь спать, всегда должны быть сухими обязательно, поэтому я в спальнике хранил и комплект термобелья и шерстяные носки и теплый бафф — вот именно на этот случай — сам спальник хранился в своем мешке, плюс все это еще было в компрессионном мешке с донышками (я о нем расскажу в конце, в главе «Подготовка») и плюс все это было завернуто в целофановый мусорный пакет! И так же само вся моя остальная одежда хранилась по пакетикам с «струной» и в одном общем компрессионном мешке. Это и позволило в той экстремальной ситуации иметь сухое белье
Надевали мы все! Самое большое неудобство вызывали кнопки или молнии, руки вообще не слушались, а согреть их не было времени — все нужно было делать максимально быстро! Так как у меня приходило понимание, что такое переохлаждение в течении длительного времени может вызвать пневмонию — вот этого я больше всего боялся, если бы это случилось, то... я даже не знаю. Мы на высоте 3000м (ровно), моб.связи у нас нет, до цивилизации еще надо дойти не один километр, помощи нам ждать неоткуда... Может я и сгущаю, но в тот момент я был испуган такой реальной перспективой! Поэтому первым делом, переодевшись мы залезли в спальники, параллельно поставили закипать воду, выпили по таблетке флюколда (для профилактики), сделали себе горячее пюре с тунцом (летающим — при открытии я слишком дернул банку и часть тунца вылетела и спланировала на мой спальники как раз в то место, где обычно «спит» моя голова, поэтому у меня спальник и вонял несколько дней консервой! На вопрос Димы «Что это полетело?» был короткий и логичный ответ «Тунец полетел», мы потом часто со смехом вспоминали летающего тунца!!!) и заварили по кружке ройбуша, все это быстро употребили внутрь и только тогда я начал согреваться и тревога начала проходить... Температура в палатке была +6, сказалось то, что мы готовили внутри. Вот так, в тесноте да не в обиде, в 17-00, мы начали засыпать...пред этим поиграли в города еще, Эрика Клептона послушали и спать...
Ну а что нам еще оставалось делать? Сон... Град барабанит, ветер давит, но это все где-то там, за бортом. Единственное, что вызывало опасение — колышки на оттяжках, в те камни, что были на перевале, было очень проблемно их воткнуть и я переживал, чтобы их вообще не вырвало, а с ними и тент, хотя мы тент и привязали к дугам палатки, но как ты там замерзшими руками привяжешь? Это потом я уже, позже вылез и все сделал как надо. Плюс, что еще было неудобно, я снова забыл закрыть форточки и нас снова через них освежало... после этого я уже точно их вообще не открывал больше!
Природа бушевала около двух часов. Когда все это закончилось мы уже крепко спали и не заметили того перехода в погоде, который случился.
Я проснулся около 19-00, как бы не не хотелось вылазить из теплого спальника, но естественные надобности вытолкали, тем более надо было посмотреть ЧТО там вообще вокруг происходит, проверить колышки и т.д. Где там наши велосипеды вообще?
Вылез из палатки, а там — тишина, ветра нет совершенно, небо чистейшее, где-то далеко-далеко, на горизонте видна грозовая туча и там гремит гром, еле-еле слышны раскаты.
Хоть тучи и растянуло, но Эльбрус все же был скрыт. Хотя подножие проглядывается.

Изображение

Хорошо виден кусок снежника, на котором я «сложился». Как я его не заметил?!

Я взял фотоаппарат и позволил себе в непривычно спокойной обстановке осмотреться вокруг, до этого такой возможности, по понятным причинам не было. Прошелся по перевалу, прекрасный вид, что в одну, что в другую сторону, грунт «марсианский», мелкие камни, практически нет растительности, потоптался по снежнику, на котором валялся буквально недавно, ручьи уже стекли вниз, зябко как-то, но... было очень спокойно, в душе спокойно и физически было полное расслабление. Удивительно как быстро происходят изменения с человеком в горах.
Вот он – перевал Эпчик. 3000мнм.

Изображение

Было слегка обидно смотреть на спуск в сторону Теберды, ведь мы могли сегодня спуститься, это было вполне реально.
Вид в сторону Теберды.

Этот день, вернее несколько часов из этого дня, были однозначно самыми экстремальными в моей походной жизни, в такую скверную погодную ситуацию я еще не попадал, за Диму говорить не буду — не знаю, но за меня это точно! Все же только слаженные и четкие действия команды смогут преодолеть любую ситуацию, в любой ситуации ни в коем случае нельзя терять самообладание, как бы не хотелось это сделать, только благодаря этому мы и смогли быстро поставить платку и спрятаться в ней. Зато теперь я точно знаю, ЧТО может моя платка, она с честью и достоинством прошла это испытание, я стал еще больше «влюблен» в нее и теперь еще больше уверен в ней, знаю, она не подведет меня в экстремальной ситуации.
В итоге подъем на перевал мы начали в 8-00, а поднялись около 15-00.