воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 6-й (29/07/16)

Этой ночью я спал плохо, в палатке было сыро и спальник видимо тоже взял влаги, было неуютно, к тому же, ввиду характера местности, где мы разбили лагерь — я постоянно скатывался куда-то в угол палатки, а по углам у нас еще местами плескалась вода и я постоянно «зачерпывал» ее своим спальником, а еще вмешался и этот... тунец — запах которого преследовал меня всю ночь, куда бы я не повернулся!
Поэтому и не удивительно, что подъем получился ранний, плюс нам же теперь нужно было наверстать вчерашнее отставание, мы же не спустились с перевала, как это было по плану.
В 5-00 утра мы уже любовались Эльбрусом — больше в этом походе мы его не увидим.

Погода была отличная! Правда прохладненько было, что-то около 10, а в тени и того меньше, но с подъемом солнца все менялось (потом до 15 поднялась).
С перевала в обе стороны вид был отличный и плюс обзор не закрытый облаками — смотри и любуйся. Вид в сторону Теберды.

Изображение

Завтрак сегодня у нас отменялся, так как не было воды... Поэтому сборы прошли в ускоренной форме. Надевать пришлось отсыревшие вещи, что само по себе не сильно приятная процедура, плюс температура окружающей среду, все это вынуждало двигаться как можно активнее, чтобы не замерзнуть.
Вчерашний град.

В 6-30 начался наш спуск с Эпчика. Вот так — вчера поднимались, сегодня спускаемся.
Сходу спуск был достаточно крутой и мы пошли траверсом, так как спускались мы на запад, то на какой-то период попали в тень, лучи солнца до нас еще не доставали и было достаточно холодно.

Вот нам туда вниз до ручья и потом вдоль него дальше.

Изображение

Через полчаса вышли к ручью, берущему начало на вершинах вокруг Эпчика, заправились водой, напились, правда вода ледяная, особо не обопьешься, но все же идти стало веселее, да и спуск выровнялся и мы шли практически по горизонтальной поверхности лишь с небольшим уклоном.

По склонам, как и вчера виднелись стада парнокопытных.
Эпчик остается позади.

Изображение

Вышли к озеру. Вода прозрачная, но это не ледниковое озеро и вода в нем была застоявшаяся, хотя все равно, смотрится оно очень привлекательно среди изумрудных лугов и на фоне, покрытых ледниками, вершин Кавказа.

Постепенно начал появляться стелющийся по земле можжевельник и кустики какие-то, это значило, что мы подходим к зоне леса, то есть сбросили мы с 3 тыс метров до 2-х уже.
Вот тут и началось самое интересное в этом дне.

Здесь я узнал, что подъем на перевал иногда бывает легче спуска с него. Что характерно, в этом походе у нас так было почти со всеми перевалами, но это все еще впереди.
Постепенно мы нырнули в лес. Сразу же тропа стала узкой тропинкой, ограниченной со всех сторон высокой травой, в которой до нашего прихода мирно досыпали все кровососущие, мы из разбудили. Тропа идет по траверсу склонов, петляя между деревьями, почва очень похожа на чернозем и поэтому размокнув, превращается в чудесную грязь. Где то внизу, между склонами, ревет уже не тот ручей, что мы встретили вверху у его истока, а уже горная река и не такая как Березовская, а такая что при неуверенно поставленной ноге, вмиг начинает смывать тебя с места. Нам пришлось 2 или 3 раза вслед за тропой, перейти эту реку, в одном месте даже по отдельности переносили баулы и велосипеды, почему «даже», потому что для нас в этом походе это было впервые, лиха беда начала, а в этом месте камни были таких размеров и настолько острые, что мы решили не рисковать и пришлось челночить.

Где-то через час вышли к поляне, на которой решили и позавтракать, потому как уж очень уже хотелось. Солнышко поднялось уже высоко и пригревало нас, мне даже удалось подсушить свои кроссовки после вчерашнего.

По поводу сушки обуви. Так как у нас было по три пары, то мы старались чтобы в любой момент в запасе была хотя бы одна пара сухой, чтобы этого достичь необходимо было при любой возможности сушить, сушить и еще раз сушить, поэтому на наших баулах, на внешней подвеске постоянно болтались то кроссовки, то сандалии, то «контакты» и по очереди мы их чередовали — эта тактика себя оправдала на 100%, даже если сегодня мы попадали в дождь, мокли мы и наша обувь, я всегда знал, что утром выйду в сухой обуви, а это уже 50% успеха!
После завтрака/обеда настроение поднялось и тропинка стала более пологая и попроще, все ближе и ближе к нам становились вершины тебердинские, ледниками покрытые. Навстречу нам появилось стадо тебердинских коров, а за ними мы через лес из огромных сосен и буков, вышли к реке, на ней поляна, какой-то шалаш, отдыхающие, туристы... и мы поняли — добро пожаловать в цивилизацию!!!

Спуск был 5км и шли мы по нему с 6-30 в течении 5-ти часов.
Оказалось, что выбрались мы к нарзанному источнику, к которому привозят «матрасников», здесь тебе и шашлык-машлык и вино, и чай, и травки всякие лечебные, горные, ну и нарзан конечно!

Изображение

Только вроде бы спустились с одного перевала, как на горизонте замаячил уже следующий – Мухинский, но нам чуть левее.

Перешли по мостику реку и отведали нарзана того — это то что нужно! Очень вкусный напиток! Источник нарзана, благодаря рыжему (ржавому) налету на окружающих его камнях — не перепутать не с чем.

Передохнули, попили нарзана и скинув с плеч баулы, выехали. Дальше уже можно было ехать, дорога хоть и с камнями, но вполне пригодная для езды, камни были только в начале, а чем ближе к Теберде, тем лучше и лучше становилась грунтовка.

Вот уже и Теберда открылась нам в долине. На панораме хорошо виден Мухинский перевал – самая низшая точка на хребте напротив, почти по центру снимка, но нам не на него, нам чуть левее, Кичи-ауш отсюда не был виден. Можно представить наши «качели» на этом отрезке похода! То вверх, то круто вниз, то вверх, то вниз…

Изображение

И на этой панораме видна Теберда и выглядывает перевал Мухинский.

Я включил телефон и полетели, посыпались смс-ки. Одна за одной, одна за одной... шутка ли — не выходили мы на связь 4 дня.
Подъехали к кордону.
На кордоне два сотрудника — бабушка «божий одуванчик» и дедушка, не одуванчик, просто дедушка. Спросили наши билеты, а у нас вместо билетов записка. От коллег. Долго они ее читали, крутили-вертели, все думали, что с нами делать. Видимо на случай записки у туристов инструкций у них не было. Кончилось тем, что поговорили мы за жизнь и они нас просто пропустили!

Изображение

В Теберде подъехал к магазину, возле него под навесом стояли кресла, здесь мы и «приземлились», тем более оказалось, что на улицу выведены розетки и мы смогли раскинуть сети проводов наших зарядных — пауэрбанки, аккумуляторы, телефоны — все начало заряжаться!
Дима отправился в магазин, пополнять продуктовые запасы, здесь у нас и должна была быть по плану заправка.
А я, расположившись на креслах, наконец-то позвонил своим домашним...
Около 1,5 часов провели мы у этого магазина. Отдохнули. Подзаправились. Зарядились. Здесь я обнаружил первую потерю — где-то на спуске я потерял кружку, прихват для посуды и скотч. Особенно было жаль кружку конечно... теперь мне предстояло пить чай из миски, так как в Теберде мы не смогли найти металлическую кружку, были только эмалированные, с хохломой. Я решил, лучше уж из миски попью, но позже все же куплю металлическую кружку.
В хозяйственном магазине на трассе купили два баллона с газом (по 85р вроде) – и таким образом обеспечили себе энергонезависимость.
Пришлось проехать кусочек по асфальту, что-то как-то тяжело ехалось, не знаю почему так, вроде и уклоны небольшие, отвыкли мы что ли, а после асфальта начался подъем в долину реки Муху, в сторону Мухинского перевала. Здесь уже привычные 1-1 и не паришься, а то понаизобретали всякие 3-8… 1-1 – вот оно наше все!

Изображение

Сначала ехали, потом начался грунтовый серпантин, тут уже толкали. Дима приободрил меня, сказал, что наши, донецкие ребята практически до самого перевала заезжали здесь… ну я не знаю, если действительно так и было, то парни заслуживают восхищения, просто местами на шпильках серпантина был такой уклон, что учитывая камни под колесами, велосипед просто начинает прыгать и тебя опрокидывает, я уже не говорю, о силах необходимых чтобы там выкрутить. Так что, я себя не насиловал и где можно – ехал, где напряг – шел, толкал.

Постоянно оборачивался назад, как всегда. Там, на противоположном хребте, был виден Эпчик. Уже в облаках, наверняка там уже или дождь идет или снова град…интересно, кто там сегодня попал под раздачу? Не мы, мы свое вчера получили, переварили и уже и забыли.

Поднялись на 400м и, двигаясь, присматривали место для стоянки, хотелось стать ближе к реке, но она пряталась где-то глубоко в ущелье и мы никак не могли подобрать подходящее нам место и тут выехали к поляне, дорога обходила ее стороною, было видно, что сама поляна заканчивается крутым обрывом и где-то на его дне, шумит Муху. На поляне стоял внедорожник. Было видно костирище внушительных размеров.
«Становимся здесь!» - сказал Дима, я был в принципе не против, только непонятно было чья машина.

Изображение

Начали ставить лагерь. Прямо с него открывался потрясающий вид на Азгек Баши и его ледники…

Вскоре появились и хозяева автомобиля. Инструктор и четверо его подопечных. Увидев нас, один из них кинулся щелкать фотоаппаратом и на мгновение я даже как-то неловко себя почувствовал – слишком много внимания нам было и удивления, хотя, может люди реально не ожидали встретить здесь велосипедистов. Потом мы рассказали, где и как провели ночь, чем и удивили инструктора. Взамен он угостил нас смесью нарзана и айрана – очень вкусная вещь!!! Сами они возвращались с треккинга вокруг Азгека. Пока наши новые знакомые грузились в машину, мы уже успели поставить лагерь. Я направился вниз, к реке, с целью принять душ – вода оказалась очень холодной, но мне было все равно, до того хотелось искупаться и смыть с себя слой пыли, да и к тому же, купание в такой воде – очень взбадривает!
Это был первый день, в котором мы не попали под дождь. Вот это да, запомнилось…
И в этот день, после вчерашнего «неспуска» мы начали чуть отставать от маршрута, так как мы должны были сегодня перевалить через Кичи-Ауш, а остановились в нескольких километрах от него, но завтра и послезавтра у нас должны были быть дневочные дни и этим мы хотели компенсировать.