понедельник, 14 ноября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. Выводы. Итоги.

Подготовка. Итоги. 


Подготовка


Первая запись в черновике моего блога, касающаяся этого похода, появилась 23/01/16. Поэтому я буду здесь цитировать те записи, может что-то чуть подкорректирую.

23/01/16

Жалею, что не начал раньше...

Только заболев этой идеей надо было сразу завести что-то вроде блокнота и писать-писать-писать, писать, все то, что думалось, что чувствовалось. Как вообще шло обсуждение похода, как шла подготовка, кто как на него настраивался, хотя за кого-то мне сложно писать, ну хотя бы за себя. Т.к. я уверен, этот поход станет кульминацией и своеобразным пиком моей велокарьеры. Я мечтаю собрать, как я называю, 3К в своей коллекции - Кавказ, Крым, Карпаты - пока в коллекции только 2К... не хватает Кавказа. Я знаю, что еще есть Килиманджаро, Казбек, Киргизия... и т.д, но пока ограничусь только этими.
Понимание, что я действительно туда хочу, что я готов вынести, вытерпеть, выдержать весь поход, пришло практически сразу после начала прочтения отчета Димы (Директора) о Кавказе-2015, может пару-тройку дней я еще колебался, но после того как увидел НАСКОЛЬКО там красиво, я понял - я туда хочу! А раз есть цель, то значит уже можно придумывать средства ее достижения. Первейшее дело в этом процессе, как мне кажется, это психологическая готовность переносить физические трудности в течении длительного времени в группе подобных тебе индивидуумов, т.е. в компании коллег по походу. Таким образом, должна быть совместимость как в психологическом плане с твоими компаньонами, так и физическая ваша форма должна быть на соответствующем, примерно одинаковом уровне. По поводу психологической совместимости я в принципе, спокоен. С этими ребятами мы уже ходили, с некоторыми не по одному разу (когда я это писал нас еще «планировалось» четверо участников). Знаем друг друга, каждого «заскоки», так сказать.
По поводу физической подготовки, тут сложнее, так как находимся мы все на расстоянии друг от друга, то приходится надеяться, что компаньоны действительно не филонят и полностью выкладываются на тренировках, потому как только ЛИЧНАЯ ответственность здесь является гарантией, что ты хорошо подготовишься и не подведешь группу.
Таким образом конечный результат (успех\не успех) похода, закладывается задолго до собственно старта и является своего рода симбиозом физической, психологической и... чуть не забыл, технической подготовки участника и его транспортного средства, да-да, это тоже немаловажно! Как известно, дьявол в мелочах и в подготовке к походу, в горы, мелочей быть не может, а тем более не может быть мелочью, состояние твоего велосипеда, который с тобой на пару делит все тяготы и преграды. Хотя, как я раз слышал, у велосипеда только один минус - это его движущая сила. Так что, если с владельцем все в порядке, то и велосипед будет на нормальном, соответствующем уровне.
Собственно по велосипеду, вся моя подготовка - замена тросиков (уже сделал), подстроить переключатели и сделать ТО вилке, ну или хотя бы как минимум подкачать ее. Все это я буду делать уже ближе к походу.
А вот в плане физической готовности, с нового года я несколько изменил свои обычные физические упражнения, вернее добавил к существующим упражнения на выносливость, аэробные нагрузки, плюс с весны добавлю велоподготовку и надеюсь в итоге выйти к походу в хорошей физической форме.
Вся подготовка обсуждалась в нашей беседе в ВК и на форуме в соответствующей теме, некоторые эпизоды дискуссии я заскринил, на память, добавлю их сюда возможно. Для истории.
Помимо этой части подготовки, необходимо было готовиться и технически, то есть не только велочасть подготовить, а и кое-что докупить. Для себя составил список таких покупок.
Не самый большой список получился.

1 пауэрбанк 10000м/ач (1350р)
2 запасной аккум на фотоаппарат (530р)
3 спальный мешок (1420р - получил 30/01/16)
4 сумка нарамная (1050р)
5 непромокаемые штаны ПИК-99
6 непромокаемая куртка ПИК-99 (3150р)
7 кроссовки треккинговые (2500р)
8 горелка газовая (2000Р)

До момента старта все пункты были выполнены.

Сегодня (30/01/16) получил спальник (http://pk-99.ru/im-velovitrina/product/158626811) плюс компрессионные ремни - итого с доставкой вышло 1420р. Ну что сказать - скажу кратко.
Пришли забирать посылку, мне выдают мешок полипропиленновый огромного размера, я очень надеялся, что там по ошибке два мешка, но... был разочарован - там был один мешок!!! Я его запихал в свой рюкзак, он в итоге занял там 90% места. В легком трансе побрел с ним домой...
Дома уже успокоившись, переупаковал спальник, стянул ремнями, стало еще более-менее, но все же в 1.5 раза больше, чем мой летний!!! А тут же каждый сантиметр на счету! По глупости не посоветовался с ребятами, что буду брать спальник, они бы подсказали, что надо сразу брать компрессионный мешок! И все было бы хорошо...в итоге теперь еще надо брать и этот мешок... и еще надо брать ветрозащитный экран к горелке... и пончо от дождя надо брать... ууууххх... затраты растут-то!!!

26/02/16 получил запасной "петух" - вещь крайне необходимая, в чем убеждался лично, два раза и хотя менять его не приходилось (везло), а вот переключатели два раза выбрасывал, после попадания в них палок (600р), так что с процедурой попадания посторонних предметов в задний переключатель знаком.
(http://velopulse.ru/catalog)

01/03/16 купил нарамную сумку (1050р) и запасной замок на цепь (200р) - все в рамках подготовки.

Остается уже не так уж и много покупок для готовности, в принципе... по сути осталась только куртка. Остальное уже оплачено и отправлено.

15/03/16 получил ветрозащиту (http://ru.aliexpress.com/item/Hot-Sale- ... 81168.html) - 582р - сам экран хороший на вид, а вот чехол на пару раз достать.

16/03/16 получил куртку мембранную ПИК-овскую http://pk-99.ru/im-velovitrina/product/ ... -muzhskaya
3150р - очень легкая! Думаю, что будет служить.

Не надеясь получить компрессионные мешки с Али Экспресса, решил купить в ПИКе, благо там появились с донышками — 900р. С Али вышел залет у меня, вернее у поставщика, сколько раз я оформлял там заказы, ни разу такого не было, а в этот раз, посылка потерялась, пришлось открывать спор, доказывать и в итоге , деньги вернули, но мне-то были нужны мешки!

Вот в принципе и все - все что было в моем списке, все куплено!!! Правда пришлось чуть ускориться и взять кое-что в долг, ну да ладно. 

09/06/16 купил билеты Ростов-Кисловодск, вместе с багажными талонами сразу. 3060р за все.

18/06/16 получил второй компрессионный мешок, пришлось брать в Екатеринбурге. Мешок вот такой.
http://ekipirovka.ru/sp_accessories/000011330/

Пока я думал-размышлял в ПИКе все мешки закончились, поэтому пришлось брать на Урале, хотя по деньгам вышло то же самое, что и из Питера, из-за того что я решил доставлять Почтой России, а там хоть и дольше, но дешевле. Кстати, я не только мешки в ПИКе проморгал, я и штаны мембранные проморгал, а это не есть хорошо, теперь придется окольными путями покупать в Харькове. Пока я думал-раздумывал - закончились мои размеры... Вот так вот - никак не ожидал и т.о. оказался я без штанов в преддверии похода. Пришлось изловчиться и заказать штаны совершенно в другом месте.
http://velobags.com.ua/product/shtany-chehly-4/
с очень мутной логистикой.

Что хотелось бы еще добавить в графу «Подготовка» - вопрос заготовки мяса. Прочитав прошлогодний отчет ребят и проникнувшись той тяжестью, которую они испытали, таская на себе с самого старта по 10 банок тушенки (из самого Харцызска), я сразу понял, нужно как-то избежать этого ужаса, сообщил об этом Диме, он сказал — тебе и карты в руки. Ну я и раздал... Мясо решили готовить по рецепту наших коллег из Запорожья 

http://kasy.com.ua/blog/item/424-meat

единственное отличие — нам не удалось найти электросушку, пришлось использовать газовую духовку с функцией таймера и возможностью регулировки температуры. За неделю до похода мною было куплено около 4,5кг мяса, после удаления лишнего осталось примерно 4 кг, которые в результате усушки превратились в 1,5кг веса, но с теми же питательными возможностями... эффект сумашедший, как по мне, какие плюсы?
• вы гарантированно употребляете настоящее мясо в походе, вместо неизвестной субстанции, которая находится в покупной тушенке.
• Вес! И еще раз вес! И снова вес!!!
Эти факторы решающие в походе. Что еще хочется отметить, перед приготовлением кусочки мяса необходимо залить водой и чем заранее вы это сделаете, тем лучше. Мы делали за час — нормально, а бывало, что и за 20 минут, в идеале — оставить на ночь и употребить на завтрак. Готовое мясо расфасовали по двум пластиковым литровым бутылкам. Хватило нам этого мяса на 2 недели точно, может плюс 1-2 дня еще. В походе мы планировали (так и получилось) питаться в основном кашами (гречневая, рисовая) и быстрозавариваемыми полуфабрикатами, как вермишель, супы, пюре — эти продукты приобретали при «встречах с цивилизацией» раз в три-четыре дня.

Еще одна цитата из черновика. По поводу физики.

«До отъезда три дня, поэтому самое время записать, а как же я собственно готовился к этому походу физически. Не знаю, как готовятся остальные туристы, но некоторые есть вообще не готовятся, а в то же время лазят по горам в таких местах, что коренные горные козлы предпочитают обходить, а они так, в зале, пару кругов пробежали и все. У меня было по-другому. Было так.
В принципе я и без похода старался поддерживать себя в форме - бегал, прыгал, занимался на турниках и т.д... Но вот ровно с 1-го января все стало по-другому. Я знал, что основные нагрузки будут это нагрузки связанные с выносливостью и силой, то есть упражнения на массу и рельеф мне уже были совершенно ни к чему да и ставить и достигать такие разные цели невозможно просто физически. На основании этого я и построил свою программу. Вот она.

Понедельник - выходной (да-да, вот так сразу)

Вторник - подтягивания широким хватом 70-80 раз (за минимальное число подходов - обычно это было 6 подходов по 2 минуты на отдых)
отжимания широким хватом - 200 раз (так же 2 минуты отдыха и мин. количество подходов - в основном 4, но бывало и 3 подхода)

Среда - подъем ног в висе на перекладине - играл в лесенку до 10, за минимальное время (10 минут - в итоге 100 подъемов)
пистолетики и приступы на тумбу (пистолетики по 50 раз на ногу, перерыв 30 секунд между подходами)

Четверг - подтягивания обратным хватом - 100 раз (аналогично вторнику)
отжимания узким хватом 200 раз (аналогично)

Пятница - подъем ног в висе на перекладине — снова играл в лесенку до 10, за минимальное время (10 минут - в итоге 100 подъемов)
пистолетики и приступы на тумбу (пистолетики по 50 раз на ногу, перерыв 30 секунд между подходами)

Суббота - бег 5 км (из них 2.5 км на время - 12 минут)
комплекс упражнений для пресса - 6 минут - 8 упражнений - 240 повторений

Воскресенье - велосипед (ну тут по всякому от 20 и до 240км...)

В кратце все по подготовке.

p/s и самое главное. С 1-го января (ого! Скоро оказывается год уже будет!). Я бросил пить пиво. Совсем. Да и остальной алкоголь мы резко ограничили потребление (бокал-два вина в пару месяцев, где-то так).»

В этом же разделе поделюсь и результатами, отзывами о работе и выполнении своих функций некоторыми покупками.

1 пауэрбанк 10000м/ач (1350р)

Отработал на все 100% из заявленных 10000м/ач — реальных 9500, что, я считаю, отличный результат. Это не реклама, но пауэрбанк фирмы Xiаоmi.

2 запасной аккум на фотоаппарат Никон (530р)

Брал на Али, вопросов так же нет, если родной никоновский выдерживал около 500-600 снимков, то этот около 450-500.

3 спальный мешок (1420р - получил 30/01/16)

Отличный мешок, при температурах 0 и до -2-4 отлично себя показывает (+термобелье), на более низких я его не испытывал, естественно, что при +15-20 и выше, в нем уже не совсем не комфортно.

4 сумка нарамная (1050р)

Сходу подвела меня своей порванной лямкой, тем самым лишив меня многих чудесных кадров пернатого мира Кавказа...

5 непромокаемые штаны 

Штаны хорошо себя ведут при легком дожде, при ливне они уже не работают, но этого от них и не требовалось. Удобные, легкие, складываются в собственный карман и не занимают много места, всегда были под рукою.

6 мембранная куртка ПИК-99 (3150р)

Показала себя на все 100% Вопросов вообще нет. В сочетании с термобельем позволяет находится под сильным дождем и оставаться сухим.

7 кроссовки треккинговые Мерелл (2500р)

Олично себя показали, при том, что это самая дешевая модель (не помню название, к сожалению). Уж как я их тестировал... страшно вспомнить, одно только замачивание в грязи Адыгеи чего стоило, камни, перевалы, все было пройдено в них и с их помощью. И еще момент, при подъемах на перевалы и на Оштен, я надевал более плотные носки под эти кроссовки.

8 горелка газовая Трамп (2000Р)

https://tramp-sport.ru/catalog/turistic ... m_trg_010/

Отлично себя показала, без нареканий вообще. Удобная, компактная, легкая. Выручала нас всегда! На личном опыте убедились, что горелку нужно брать именно с шлангом, а не накручиваемую на баллон! И только так.

9 компрессионные мешки.

Незаменимая вещь, очень помогли в походе, максимально сжимая вещи и спальник.

Вот по этой теме и все.

Нет, не все!

Велосипед, на котором был пройден данный поход — Cube Reaction 2012 (сам собрал), тормоза гидравлические зад/перед — Shimano SLX, вилка воздушно-масляная Manitou R7, переключатели зад/пер SLX/Alivio, покрышки Schwalbe Black Jack 26х2,1, багажник нержавеющий из трубки 10х1 был изготовлен на заказ индивидуально.
Итоги.


Писать, срочно писать, потому что запомнить все цунами эмоций, впечатлений и мыслей, просто невозможно — эта мысль постоянно звенела у меня в голове, потому как, даже, лежа вечером в тот же день, в палатке, очень тяжело перенести на бумагу в двух трех словах, то что ты пережил за весь день — по сути один день в походе, в горном походе, это сплошной поток новых событий, видов и впечатлений. Именно вот это и хотелось ухватить, запомнить и материализовать в виде записей, фотографий. Еще в середине похода понял, что писать нужно начинать с конца, как бы это не звучало. Нужно сразу, как можно быстрее запечатлеть, зафиксировать горячие как пирожки эмоции. Вот эти строки я писал 19/08 сразу по возвращению. 

В самом походе более чем достаточно времени чтобы поразмышлять, ты не отвлечен на обычные бытовые заботы, потому что их... нет. У тебя совершенно другая, отдельная, маленькая жизнь проходит. Поэтому я себе позволял иногда мысленно философствовать, умничать, а когда успевал не забыть и записать, то вообще хорошо получалось. Вот одна из мыслей, пришедшая в мою голову, на утро после очередного напряженного дня.

“Горы меняют людей, очищают что ли, делают их проще, этот процесс незаметен, но он необратим, может поэтому человека и тянет в горы, чтобы они помогли ему стать лучше, чище, измениться, горы своими масштабами и многовековой историей существования как бы вытягивают из человека все плохое и наполняют его своим спокойствием. Очень важно, чтобы человек шел в горы, к ним, зная об этом и за этим в мыслях, тогда эффект определенно будет на лицо.»

Собираясь в подобный поход, каждый должен задать себе вопрос и ответить на него обязательно до начала похода — готов ли я платить такую высокую цену за красоты Кавказа? Под высокой ценой подразумевается тяжесть физическая и психологическая подобного похода. Был ли готов я? Да, был готов! Если бы я сомневался, то опасаясь подвести ребят, не пошел бы это точно. И в итоге оно того стоило однозначно! Хотя в процессе похода конечно ты немного по-другому можешь думать, но в итоге, время все расставит по местам и ты нисколечки не пожалеешь ни о чем, по крайней мере так было со мною и даже если ты толкаешь велосипед по колено в грязи ,вверх на перевал, у тебя баул на плечах, тебя поливает дождь, кусают слепни и комары и ты думаешь — блин, ну и зачем я здесь? Ну зачем я здесь с велосипедом? Ну или что-то тому подобное... но вот ты вышел на ровный участок, появилось солнце, тебя пригрело, открылись горы, попил чаю или вообще поспал под звездным небом и... ты уже не будешь задавать себе эти вопросы и более того, устыдишься своего недавнего малодушия и слабости. Если же этого не произошло — то это действительно не твое, ну тут без вариантов, езжай домой. И еще, что очень ободряет, это подобное мышление, очень часто я об этом вспоминал и очень часто я теперь в жизни использую этот способ самовзбадривания что ли - 
«Всегда помни, что в тот момент, когда тебе невыносимо тяжело, как ты думаешь, где-то есть не один человек, которому в разу хуже!!!»


Кавказ конечно имеет свою специфику, как скорее всего и любой регион, в чем она выражается? Да во многом. Я хочу заострить внимание, что я писал этот отчет, пишу эту итоговую главу ТОЛЬКО применительно к этому маршруту, а не ко всему, допустим, Кавказскому региону.
На Кавказе нужно быть готовым, что если вы решили, что затолкав велосипед на перевал вы оттуда совершите скоростной спуск, то это не так (почти скорее всего не так), дай Бог чтобы вы катили его в руках, а то ведь и придется баул на спину одеть. Тропа на Кавказе не значит возможность проехать, скорее всего это усеянная камнями разных размеров, тропа с уклоном, если в зоне леса, то еще добавляется грязь и корни. Грунтовая дорога это не просто укатанный грунт, это еще и камни и камни и камни, разогнаться не получится. Иногда встречаются отрезки с идеальным грунтом, но это скорее исключения.
Так же мною было замечено следующее явление, уверен, что не только я к этому пришел, но раз уж я себе записал это в блокнот, то процитирую.
«Во время похода узость выбора пищевых продуктов в этих условиях обуславливает и возносит до неизмеримых вкусовых высот, такое казалось бы просто изделие, как печенье.»


Да, так оно и есть, я писал в тексте отчета, что нет для человека ничего вкуснее своевременного выпитого глотка чистой воды и к этому можно смело добавить, что нет ничего вкуснее самого обычного печенька «Топленое молоко», съеденного вприкуску с чайком возле костра с видом на Млечный путь. Таким образом поход, условия похода, они тебя как бы упрощают, избавляют от излишних иллюзий и желаний, привитых обществом потребления, тебе уже не надо лишнее, тебе надо только то, что необходимо в данном месте и в данных условиях, чтобы продолжать движение по маршруту.

Очень немаловажный момент.
Чуть о погоде Кавказа — утро, как правило, солнечное, ни облачка, в 11 легкие обрывки облачков, влаги, начинают отрываться от гор, пригретые восходящим солнцем, отрываясь, они поднимаются ввысь и там с себе подобными, объединяясь, создают тучи, и вот, около 14-16 все это объединившееся начинает выпадать вниз на землю в виде мороси/дождя/грозы. Утром снова небо чистое, потом снова влага поднимается и так по кругу. 
Так в чем же заключается мастерство туристов на Кавказе? 
Ответ - петляя между хребтами, горами и долинами, избегать дождя. Вот это высший пилотаж, иногда нам это удавалось (на самом деле, я шучу, нам просто везло и об этом везении ниже по тексту).

Еще одно интересное наблюдение было мною отмечено и подтверждено неоднократно! И его я то же использую теперь в своей жизни. Вот оно.
«Все случается в то время, когда оно должно случится, ни раньше, ни позже».


Сколько раз было что какой-то фактор оказывал влияние на наше продвижение и сколько раз в итоге, то событие, которое нам мешало, как мы тогда думали, работало на нас. Приведу один пример, но их было много, иначе, я бы просто не обратил внимание на эту закономерность, такие эпизоды были буквально каждый день и чем ближе к концу похода, тем явственнее я уже мог их видеть и понимать. Так вот, пример.
Мы спустились с перевала Пхия, тяжелый был спуск, но дорога после спуска в Курджиново оказалась еще ужаснее и длиннее, чем сам спуск, и она очень ощутимо нас задерживала... и что? А то, что если бы она нас не задерживала, мы бы весь день ехали под дождем, который шел буквально перед самым нашим носом, двигаясь в одном направлении с нами и в итоге, на финише, в Курджиново попали бы вообще под грозу с градом и это только один пример.
А Эпчик? Что мы там пережили? С головой хватило эмоций и воспоминаний и переживаний, а в итоге, именно Эпчик показал нам Эльбрус на рассвете крайний раз в этом походе, а пройди мы сразу перевал, спустись в Теберду и досвидания...

Какие места и моменты запомнились мне особо, которые я хотел бы снова пережить, увидеть? 
Начну по порядку — первое ощущение, которое хотелось бы снова почувствовать это само ожидание похода, и логично вытекающее отсюда ощущение возвращения домой к семье. Что хотелось бы снова увидеть... много чего — Березовское ущелье, плато Бермамыт и Малый и Большой и, конечно же, утренний Эльбрус с того же плато Бермамыт и долину реки Худес с Царскими воротами и долину Даута и перевал Эпчик — да-да, я бы с удовольствие еще раз на него взошел (но только бы чуть погоду подокорректировать), хотелось бы снова испить того нарзана, возле Теберды и посмотреть на Малую Марку с перевала Кичи-Ауш, а выходные в долине реки Большая Марка — как их забыть? Как забыть и не хотеть снова видеть над собою Млечный путь, красный Марс над горизонтом? А «горный цирк» в долине Марухи и тот, перевал, который меня так вымотал, но за то потом — нам открылась Архызская обсерватория! А спуск?!?! С обсерватории — это фантастика! Гора София... перевал Пхия... «горний» сыр и молоко... мыши!!! Да-да, именно они! Очень запомнились мне эти мыши... А грязи Адыгеи? Ооооо это было незабываемо, но зато потом, как мы мчали к Гузериплю и как я увидел настоящий, большой дольмен! Конечно, я очень хотел бы снова пройти 30-й маршрут и снова взойти на Оштен и снова увидеть, только издалека, двух знакомых медведей и снова и снова окунуться в ту атмосферу в тур-приюте Фишт и снова и снова дойти до Бабук аула и снова финишировать у моря в Дагомысе и снова распить ту бутылку шампанского, то чувство, чувство, когда финишируешь и заканчивается поход, оно своей противоречивостью становится непередаваемым, его трудно описать, его нужно только прожить.

Ну вот теперь, в принципе и все, что я хотел сказать по этому поводу, вроде бы...


Да, и не забывайте, что...
«Пик туристического счастья для человека наступает не тогда, когда он уже прошел поход, а в тот момент, когда он его проходит».


Мечтайте, путешествуйте, живите, а не проживайте!
Измеряйте счастье километрами, а не квадратными метрами! (с)




p/s ...грустно как-то теперь.

Комментариев нет: