суббота, 10 сентября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 4-й (27/07/16)

Начиная с 2-х часов ночи, я «ловил» Эльбрус. Луна светила очень ярко, но вершину видно не было, все небо было затянуто облаками, которые даже ночью были отчетливо различимы. В 4-00 облачность растянуло и Эльбрус предстал во всей красе, хотя и видна была только его западная вершина, так как мы его вчера объехали частично против часовой стрелки, но этого было достаточно.

Изображение

Начинался рассвет и первые лучи стали прорываться к вершине, самыми разными красками заиграл ледник на ней, начиная от красного и заканчивая сиреневыми оттенками, а я просто лежал в платке, распахнув вход и смотрел на это действо, на смену цветов, теней... просто лежал и просто смотрел, времени было предостаточно, тишина, ветра нет... наверное, это рай, если нет, то что-то очень на него похожее. Момент абсолютной идилии — ты, Эльбрус и тишина, нет ничего больше вокруг.

День обещал был жарким и, мы очень надеялись, солнечным, с самого утра было уже жарко!

А нам надо было наверстать вчерашние 7км, те что мы не стали преодолевать спускаясь по серпантину под дождем — как ни крути, спускаться это не подниматься и мы надеялись осуществить это как можно быстрее.
Начали спуск в долину реки Худес — с первых метров я убедился в мудрости решения Директора — спускаться под проливным дождем, по размытому серпантину с такими «шпильками», которые были на этой дороге — было крайне опасным мероприятием и бессмысленным риском.

Мгновенно начали греться колодки на тормозах, приходилось то тормозить попеременно, то одновременно, стараясь всячески чередовать пред и зад, чтобы не перегреть роторы, на более менее пологих участках отпускать тормозные ручки, позволяя велосипеду разогнаться и остыть тормозам. Вилке так же досталось порядочно в этот день, только и слышно было ее «уханье», но отрабатывала она, конечно свою часть трудностей, напряженно.

Участки относительно хорошей грунтовки быстро сменялись на участки покрытые камнями и на них приходилось «прыгать» как резиновому мячику, благо, что наши багажники позволяли нам хотя бы о них не переживать — они-то точно удар выдержат.
Плюс еще чем была опасна эта дорога — тебе приходится лавировать между камнями и одновременно взгляд так и прилипает на красивых видах,

возникающих и проплывающих вокруг, ракурсы постоянно меняются и виды вместе с ними, местами дорога шла вдоль оголенных участков породы, как стены древних городов Южной Америки, из которых построены были древние города, глыбы как будто идеально подогнаны друг к другу неизвестными мастерами, поймал я себя на мысли, именно такие исследовал Тур Хейердал в своих экспедициях — я буквально перед походом зачитывался его книгами — поэтому ассоциация возникла у меня сразу же.

Изображение

Для того чтобы увидеть Царские ворота, необходимо было чуть отклониться от нашей дороги, близость реки и самих «ворот» подтверждалась шумом самой реки, рев, который мы слышали на высоте, при приближении к реке, становился в разы громче, поэтому, когда мы увидели внизу лагерь джипперов, они уже укладывались, то первой мыслью было — как они здесь спали?! Стояли они прямо напротив самих ворот... этого я совершенно не представляю.

Мы проехали сквозь Царские ворота и остановились на привал в том месте, где по плану должны были ночевать, здесь, за стеной, не так слышен шум реки. Попили чаю, отдохнули, заправились водой, место обустроено — стол, лавки, турстоянка полноценная. В очередной раз и как часто в будущем, нашлась земляничка, немножко, но было.

Двинулись вниз вдоль реки Худес, ехать нам до самого ее места впадения в р.Кубань, одну из основных водных артерий Кавказа. Дорога по ущелью то приближается вплотную к реке, то взлетает вверх и как бы парит над нею. Вместе с дорогой «взлетали» и мы. Качество дороги позволяет спокойно ехать на велосипеде.

Проехали заброшенный поселок золотоискателей, в котором меня удивил способ поддержания электропроводов — так как опору там негде поставить, то инженеры обманули судьбу по-другому.

После слияния рек мы выехали на асфальт... да-да...это был настоящий асфальт!!! Пять км настоящего асфальта!
Река Кубань.

Изображение

Дорожный указатель сообщил нам, что мы оказывается проехали место Хасаукинского сражения времен Кавказской войны.

Впереди показался мост через Кубань, мост, который является началом дороги в Тебердинский заказник, въезд туда запрещен, но нас это не остановило конечно. У нас маршрут.

Миновали место впадения Даута в Кубань.
Начался легкий подъем, дорога хорошего качества, грунтовая с мелким камнем, вокруг буйная зелень, появились папоротники. Судя по лужам, дождь был либо вчера вечером, либо даже сегодня. Периодически где-то рядом раздаются раскаты грома, видимо в соседней долине идет гроза или же на хребте, но нас пока милует.

Изображение

Двигаемся постоянно вдоль Даута, перехали реку по мосту и уткнулись в КПП. Вот тут может быть сюрприз, неприятный.

Дима пошел внутрь, я пока остался поглазеть у шлагбаума. В тени деревьев конь на привязи, отмахивается от кровососущих, рядом с ним кружит не на привязи овчарка, но не подходит да и я еще пока что и за шлагбаумом стою.
Вернулся Дима, взяли паспорта и пошли с ним вдвоем внутрь — вроде удалось уговорить. Уговорить на что? На пропустить. Так как по хорошему, лесники должны были нас развернуть и отправить в Карачаевск — за билетами, а это, на секундочку, 40км туда и столько же обратно — крючек 80км. Видимо это был наш день, плюс наши интересные рассказы и жестикуляция все это повлияло и нас пропустили, и более того - «главный» лесник даже написал от руки записку, чтобы нас не сильно терроризировали на выходе из заказника, так как на выходе мы должны показать билеты, те же, по которым как будто и входили. Наши данные записали в журнал. Удивились идее идти на Эпчик с велосипедом и пропустили. И овчарка тоже пропустила. И конь пропустил.
Продолжили двигаться вдоль Даута, нам еще предстояло набрать 700м высоты вдоль этой реки. Река хоть и не широкая, но могучая, только такое слово у меня ассоциируется с ней, на реке множество порогов, небольших водопадов, все это кипит, рокочет, ворочает камни и ревет оглушительно и так постоянно! При приближении к реке создается такое ощущение, что ты стоишь под кондиционером, настолько холодная вода, что не удивительно, зная, что Даут берет свое начало с ледников.

Дорога вдоль реки хорошего качества, ехать можно, местами встречались лужи, но не было непроходимой грязи, лишь на нескольких участках я заталкивал велосипед, а так, в основном, на 1-1 спокойно ехали. Как только въезжали в лес, ну или что либо подобное, как сразу нас встречали слепни, сказывалось присутствие крупного рогатого скота в долине. Зелень вокруг буйная с вкраплениями папоротника, очень влажно, видимо, для него здесь идеальные условия. На некоторых осыпях и склонах наглядно видно, сколько же тут всего плодородного слоя — а слоя там сантиметров 20-25 не более и вот на этом и пытается расти все это зеленое великолепие.

Изображение

Дорогу постоянно пересекают ручьи — большие, маленькие — проблем с водой нет и Дима совершенно логично удивлялся — зачем я везу с собой 2л как бы лишней воды. А я вез.

Подъехали к заброшенному детскому лагерю, место для лагеря конечно идеально — долина горной реки, вокруг такая красота, природа, лучшее место для оздоровления ребенка, к сожалению, лагерь не действующий.

Но на его территории проживает семья карачаевцев. Дима уехал вперед, а я остановился. На крыльце сидел хозяин дома, вокруг крутились дети, 3 или 4, хозяйки не было видно. Постоянно встречая по дорогое коров или «следы» их пребывания, я знал — тут есть молоко! Молока очень хотелось, душа моя молочная не терпела таких перерывов в приемах, шел уже 6-й день без молока!
«Здравствуйте! Продайте молока!» - обратился я к хозяину.
Он махнул рукой, окрикнул и из дома вышла хозяйка, быстро поняв, что я хочу, они на своем разговаривали, исчезла в сарае, а вернулась уже с банкой молока, я спросил «Сколько?», на что они только замотали головами и сказали, что ни сколько... из свободной тары у меня была только одна фляга, ее я и наполнил и сходу выпил, тогда хозяйка наполнила еще раз! Я уже собрался уезжать, когда она вынесла трехлитровую банку айрана — забирай! А куда она мне?! Пришлось отказаться...
Дима ждал меня на выезде из лагеря, распили флягу молока — молоко прекрасное... в тот момент я понял, почему на Кавказе столько долгожителей, глядя на несущийся Даут, возвышающиеся вокруг горы, пробуя это молоко... понимаешь, что это неудивительно — чистейший воздух, молоко, вода, мясо, сыр, что еще надо? Они живут в своем ритме, в своем спокойном ритме, у них нет нашей суеты им это непонятно и не нужно.
Когда Дима узнал, что там раздают айран, он засуетился — давай возьмем!!! Но все же мы решили не возвращаться.
Периодически шел дождь и один раз надев дождевую одежду, видя какие тучи перекатываются по склонам, мы решили ее уже не снимать. И даже, когда дождь прекращался, с соседних хребтов и долин до нас долетали раскаты грома. Так что, пока что «план» выполняется — мы каждый день либо попадаем под дождь, либо он идет, когда мы уже сидим в палатках. С другой стороны есть плюс — нас перестали кусать кровососущие!

Форсировали бурный ручей, если посмотреть вверх, то можно было проследить всю его жизнь от зарождения высоко на пиках гор и до финиша, при впадении в Даут.

Изображение

Финишные метры перед стоянкой.

Выехали на огромную поляну,

если так можно назвать, впереди была видна деревня, правее кошара, мы взяли левее, пересекли реку, в этот раз по мосту,

Изображение

и приступили к поиску места стоянки, хотелось стать ближе к лесу, но не в самом лесу, на границе, трава на этой поляне была очень высокая и мокрая, и то и то является прямым результатом ежедневных дождей.
Наконец выбрали место, поставили палатки и приступили к обсуждению — поступило предложение не делать на следующий день дневку, как было изначально по плану, а идти завтра на Эпчик — я считаю, решение было верным, так как усталости мы еще не чувствовали и можно было этим пользоваться, тем более, таким образом мы делали как бы задел по времени, чтобы потом его можно было использовать.
Решено — завтра идем на Эпчик!
Только мы это решили, как началась гроза, даже не гроза, а МЕГАгроза — пришлось снова готовить ужин в моей палатке, от обилия воды, палатка пригибалась к нашим макушкам, штормило очень сильно и я не на шутку переживал из-за поставленных всего двух оттяжках, плюс к тому же, я не закрыл форточки и нас через них периодически освежало, в дальнейшем я уже не допускал таких ошибок и закрывал их, хотя нет... еще раз было, не закрыл. Выскочить же на улицу, чтобы добавить оттяжек и закрыть эти форточки — возможности не было никакой, настолько сильно лило! Пришлось довольствоваться тем, что есть... ели в платке.
Вот тут-то и пригодились 2л воды, которые я вез всю дорогу, хотя ручьев было полно... одна из истин, которую я усвоил в этом походе можно сформулировать так — лишней воды не бывает, если есть возможность брать и везти, то бери и вези!
Гроза бушевала в течении 2-х часов, а потом, уже в темноте, Директор окликнул меня, я вылез из платки и... мы увидели Млечный путь и Марс.