среда, 26 октября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 18-й (10/08/16)

Вечером коллеги-туристы поделились опытом, показали направление нашего маршрута на Оштен — весь путь просматривался из самого лагеря — сначала вдоль Белой нужно было подняться до Фишто-Оштенского перевала и потом уже от него вправо и на сам Оштен по склону — вот и все. Для восхождений на Фишт, туристы, которые именно для этого специально пришли в турприют и, в день самого восхождения стартуют из лагеря в 4-00, наша же цель было попроще, поэтому мы в 4-00 только проснулись и застали как раз выход наших соседей на Фишт. Если выходить на Оштен в 6 утра, то высока вероятность успеть подняться и спуститься до того как на его верхушке усядется облако, что мы вчера видели и на Фиште и на Оштене. Происходит это обычно к полдню, а вот выходить на Фишт в 6-00, может быть поздно и можно будет потом на обратном пути попасть «в облака».
В 4-00 небо было еще усеяно бисером звезд, но Млечного Пути видно уже не было.

Изображение

Лагерь не спит, никто не кричит, шума особого нет, но слышится везде шорох и приглушенные голоса, многие куда-то собираются, между палаток мелькают тени, люди собираются за новыми эмоциями, кто-то сегодня увидит такие виды, которых еще никогда не видел, а кто-то взойдет на свою первую вершину, у многих что-то будет в первый раз, по сути, если разобраться и обобщить, что разбудило и подняло их на ноги в 4, а кого и в 3 часа ночи, что это за сила такая неведомая и могучая? А сила эта — сила желания получить новые эмоции, впечатления и воспоминания.
Шустрая стая зябликов кормилась между палатками и наш «ролтон» пришелся им по душе…

Светает очень быстро, буквально на глазах, стоит тебе отвернуться и тот лесок, в ста метрах, что только что казался тебе непроходимой, черной чащей, в которой наверняка сидит медведь, превращается в прекрасную буковую рощицу, ночь отступает вместе с темнотою, прорисовывая детали окружающей местности.

Изображение

Мы выходим из лагеря ровно в 6-00. Чувствуется легкое волнение. Идем налегке. Из вещей с собою — фотоаппараты (им сегодня будет много работы), одна на двоих фляжка с водой, казинаки, батончики — а на себе — оделись как две капусты. Все наши вещи уместились в маленький рюкзак Димы, который мы несем по очереди. Так легко и быстро мы еще не ходили в этом походе — это 100%! Как прекрасно мы шли... понять и почувствовать разницу, может лишь, тот, кто еще вчера шел здесь с велосипедом и баулом на спине, а сегодня идет без ничего — это небо и земля, конечно. Если вспоминать вчерашний день, отрезок от Яворовой поляны до турприюта, то в принципе, для прохождения с велосипедом, самый тяжелый участок это сразу на старте, по лесу и до выхода из зоны леса и к повороту на Инструкторскую щель, дальше идти легче и проще, камни — да, встречаются, но они легко обходятся и перепрыгиваются, а если идти только с заплечным рюкзаком, то есть, чисто пеший поход — то идти там вообще одно удовольствие, просто песня!

Вышли из приюта, снова перешили по тому же мосту Белую, только сразу за рекою свернули влево, в сторону Фишто-Оштенского перевала — он виден далеко впереди. До развилки эта отлично натоптанная тропа, через высокую (выше роста) траву, одна для обоих вершин и на Оштен и на Фишт идут по ней и только потом, ближе к перевалу, она разветвляется — налево на Фишт, прямо - на перевал. Повторюсь, тропа отлично просматривается и свернуть или заблудиться нереально, хоть вокруг и кусты и травы.

С самого начала мы взяли достаточно резвый темп, шли очень быстро, но усталости или какого либо дискомфорта от этой скорости я не испытывал, я испытывал только удовольствие от наслаждения окружающей красотою, от предвкушения подъема на Оштен, от легкости нашего передвижения, было что-то авантюрное в нашем сегодняшнем приключении и осознание этого, подбрасывало в кровь небольшую дозу адреналина.
Набор высоты был постепенный и еле заметный, и чем выше мы поднимались, тем красивее виды открывались как сзади, так и впереди. В этот день я сделал очень много снимков, таких настолько плодотворных фотодней до этого было не так уж и много.
Вскоре снова перешли Белую, но уже не по мосту, а по камням, река вильнув, убегала вправо и вверх по оврагу, тут ее исток и она еще не такая как в Гузерипле, еще не успела набрать силу, этим мы и воспользовались, легко ее форсировав.

Изображение

Кусты закончились, трава стала ниже, но очень густая, набор усиливался. В одном месте, остановившись, я хотел заменить аккумулятор на фотоаппарате и... уронил его в траву — все, я уже даже мысленно попрощался с ним, настолько там густая шапка растительности и, только по чистой случайности, мне его удалось найти.

Перевал постепенно приближается, оборачиваясь назад, глядя на турприют в дали, можно примерно понять сколько мы уже набрали высоты.

Впереди четко видно перевальное седло, от него сразу направо и наверх – на Оштен.

Изображение

Но вот и перевальный взлет, усыпан огромными камнями, глыбы скатившиеся сюда как в воронку с Оштена и Фишта. Обходим, поднимаемся и... это еще не перевал оказывается, нужно еще идти до перевала, его можно узнать по установленным там развивающимся флагам.
Вот, то что мы приняли за перевал – на первом фото.
А на втором, там где флаги, это и есть настоящий перевал.

На протяжении всего подъема на перевал я не мог оторвать глаз от Фишта — мы все ближе и ближе приближались к нему и он все вырастал и вырастал, такая громадина вблизи выглядит еще более впечатлительно, он просто гипнотизирует своими размерами и величественностью. Но нам в другую сторону.

Вышли на перевал в 7-30.

Теперь наша тропа стала уже не такой заметной, трава практически исчезла, вернее стала очень низкорослой, что неудивительно — высота уже более 2000м, местность продуваемая да и мы уже были на склоне Оштена.

Начинаем подниматься, тропу уже не видно, но и без нее понятно, куда идти, навигатор усиленно пытался нас увести в сторону, но мы не поддались и пошли в лоб. Сразу от перевала набор категорически усиливается, становиться очень крутым, ну для грубого сравнения, круче, чем подниматься по лестнице в подъезде процентов на 30... и на этом склоне постоянно останавливаемся и снимаем все вокруг — Фишт, горы, приют, долину, морены...

Красавец Фишт за спиной.

Изображение

Ветер усиливается, но от активного движения становится очень жарко, раздеться же невозможно, так как замерзаешь. Еще до перевала, там где попадал солнечный свет, то мы уже шли без курток, но стоило сделать шаг в тень и все — приходилось снова одеваться. Вскоре трава закончилась совсем и осталась одна сыпуха, мелкий-мелкий гравий, стало намного опаснее идти, приходилось буквально выверять каждый шаг, чтобы ноги не разъехались. Начали появляться камни и каменные гребни, выветренные за тысячи лет и получившие самые разнообразные формы из-за этого, за которые уже можно было цепляться и более удобно двигаться вверх, появилась хоть какая-то опора. Тут Диме пригодились навыки скалолазания, а я как человек несведущий, просто повторял за ним все, что он делал — он делает сальто назад и я делаю, он делает колесо и я делаю...шутка.
Дальше уже только карабкались, как можно плотнее прижимаясь к камням. Слева от нас находился снежник.
Фишт растет за спиной у нас, параллельно поднимаясь и раскрываясь, показывая нам свои ледники и склоны, кулуары и обрывы, все то, чего не видно снизу, с приюта.

Изображение

Да, можно сказать определенно, в этот день нам повезло с погодой — ветер был минимальный, солнечно и по мере подъема светила, становилось все жарче и жарче. Изначально из лагеря я вышел в термобелье снизу и сверху в мембранной куртке ПИКовской и штанах дождевых, плюс бафф на шее, бафф на голове — вот и вся экипировка, по ходу дня все лишнее сбрасывалось.
Через полчаса крутой участок закончился и мы вышли на пологую часть, усыпанную камнями, стало возможно идти не пригибаясь и не за что не цепляясь. Вершина (крест на ней) была уже видна, поэтому шли по направлению, попутно останавливаясь для созерцания. Почва под ногами напоминала что-то марсианское... камни... камни и камни. Но не только.

В 8-35 четыре ноги и два представителя Велотурклуба «МТБ-Харцызск» взошли на Оштен (2804мнм).

У нас было достаточно времени, чтобы осмотреться, отдохнуть, осознать и насладиться. С Оштена мы увидели часть своего вчерашнего маршрута, увидели Адыгею, увидели плато Лаги-Наки сверху, Фишт на одном уровне с нами, Пшеха-Су вдали, много чего мы увидели оттуда.

Что хотелось бы отметить — и у меня и у Димы, с самого начала подъема начали отекать руки, кисти и к тому времени как мы взошли, у меня уже кулаки почти не сжимались, я не знаю с чем это связанно, но этот отек у меня спал только к вечеру. Я еще никогда не видел свои руки такими...
Примерно в это время на небе начали появляться легкие перышки влаги, как мазки кисточкой. От вершины другая тропа уходила на гребень, который казался каким-то сказочным хребтом дракона, я еще подумал — как там люди ходят, кажется что он острый как лезвие, но было видно, что по нему движутся две точки и внизу, далеко внизу, была видна группа точек, виден был также ледник.

Перекусили на вершине углеводами. Пора двигать назад.
Дима предложил назад идти по кругу — что это значит?
Это значит сейчас не спуститься по тому же подъему на Фишто-Оштенский перевал, а идти вниз по хребту «дракона», т.е. В противоположную сторону от лагеря, до самой Инструкторской щели (перевал) и по ней спуститься вниз до той тропы на которую мы вчера вышли из леса, примерно до того места, где мы встретили туристов, шедших с Оштена и рассказавших нам о медведях, а потом снова по вчерашней тропе идти на Гузерипльский перевал, Армянский перевал и опять спуститься на в приют с той же стороны... я с сарказмом сказал «Ага»... я же думал, он шутит. Отошел в сторону. Вижу — не шутит.
Стою, смотрю вниз, на ледник и думаю:
• поход заканчивается, а ведь хочется еще и еще насытиться эмоциями...
• погода отличная...
• по километражу примерно то же самое...
• увидим что-то новое...
• спуск по тому подъему, по которому мы сюда забрались — был бы очень опасен...
• отличное самочувствие...
• налегке...
• УВИДИМ МЕДВЕДЕЙ!!!
Ну что тут думать?
Конечно я согласился и мы пошли вниз.
Мы пошли по хребту, вид которого, меня до этого настораживал, но как оказалось, там вполне себе прекрасная тропа и в обе стороны открывается потрясающий вид!

Где-то на середине хребта мы встретили ту группу, что видели сверху.

Изображение

В итоге по сыпухе на последних метрах мы вышли на более ровный участок и пошли уже по ровной местности, с легким сбросом вниз.

Здесь я нашел подтверждение осадочного происхождения Фишта и Оштена, дело в том, что эти горы когда-то были дном океана, да, Тетиса и вот в течении миллионов лет, останки умиравшего населения океана опускались на дно, сжимались огромным давлением воды, спрессовывались и превращались в такие вот прекрасные вершины, а доказательство мое вот этот камень, почему-то я уверен, что это часть окаменевшего коралла.

Вид назад, на Оштен. Вершина справа.

Изображение

По пути встретили еще несколько человек, кто в группе, кто по одиночке, все идут на Оштен. Только спустились как к вершине подлетел вертолет, нужно заметить, что спасатели постоянно патрулируют этот район, облетая вершины, зависая над ними, в последствии мы еще довольно часто встречались с вертолетами на маршруте.

Справа по курсу оказался снежник, достаточно крупный! Мы по нему походили, попробовали и в очередной раз убедились, что нечего нам было соваться на Фишт в нашей обуви - малейший склон представлялся нам непреодолимым препятствием, мы даже здесь не могли толком подниматься на верх, что уж там говорить о Фиште. Кое как я забрался чуть по выше и уселся на снег для фотографии, но только буквально секунду я там успел просидеть, как сила притяжения вернула меня быстро на пятой точке вниз.

Здесь, на снежнике, мы совершили ошибку — как я уже упоминал, мы взяли с собою лишь одну флягу с водой, чтобы не таскать лишний вес и к этому месту, воды у нас уже не было (вернее было пару глотков, я берег их на всякий аварийный случай), так вот, мы уже начинали испытывать дискомфорт от недостатка жидкости, а это значит, что уже начиналось небольшое обезвоживание, а лично я, если не пью вовремя, то совсем тоскливо себя чувствую, поэтому дальше мы шли уже одержимые одной мыслью — воды... А ведь можно было набрать снега во флягу и он бы через 30 минут растаял...
Практически после снежника, тропа нас покинула, она пропала, но, в принципе, она нам и не к чему, мы шли вдоль обрыва по лугу, справа от нас, где-то там, внизу, бежит наша вчерашняя тропинка и мы теперь должны были сделать крюк, чтобы снова на нее выйти.

Изображение

Пить хотелось все сильнее.

Я уже снял куртку, баффы давно поснимали.
Через час дошли до этой самой Инструкторской щели, вышли на тропу прямо из травы, так как шли напрямую. Тропа вытоптанная.

Начали спускаться по ней вниз и тут путь нам перерезали двое местных джигитов верхом, лихо выскочив слева, пронеслись поперек тропы и начали двигаться вдоль отвеса скал, постоянно перекрикиваясь на своем, потом остановились и стали всматриваться в скалы, что они там увидели? Не знаю. Мы шли своим путем. Через время они нас снова обогнали, остановились и опять что-то высматривают, ну тут мы уже спросили у них — а что там? Мы сами ничего не видели. Они объяснили, что там, на скалах, какие-то животные, либо серны либо медведи — не могут рассмотреть. Мы смотрели-смотрели и так и ничего не увидели... идем дальше. Снова наша тропа пересекается с ними, только в этот раз они нам сказали — там два медведя. Где?!?!?!? Вот это удача!!!! Я через свою оптику, Дима через свою принялись мониторить местность и в итоге, да, оказалось, что на скалах шастают два медведя, от нас метрах в 300-х как мне кажется. Животные, не медвежата, спокойно шастали по склону, кое-где там была трава, но в основном, камни, достаточно ловко они по ним перемещались, видно, что никуда не торопятся и мы им не интересны. Первый раз я увидел в дикой природе медведя, очень удачная встреча, я считаю, находясь на относительно безопасном расстоянии, мы не мешали друг другу, хотя если бы мы понадобились медведям, то...
Извиняюсь за качество.

В какой-то момент медведи запрыгнули на выступ и исчезли в пещерке, вот та пещерка, о которой нам вчера рассказывали. Так же наездники нас предупредили, что впереди, у тропы, будет озеро, к которому любят приходить медведица с медвежонком и это было уже не так весело, но другого пути у нас не было, только эта тропа. К счастью, на озере никого не оказалось.
А пить хочется уже очень. Впереди по курсу мы видели кулуар и очень надеялись, что по нему бежит ручеек, но нас ждало разочарование, ручей пересох... идем дальше. Снова мы вышли на вчерашнюю тропу и снова впереди перед нами Гузерипльский перевал, только идем мы значительно быстрее!
В 12-20 вышли на Гузерипльский перевал, только в этот день здесь было не так многолюдно как вчера, только три человека. Мы не задерживались и поспешили вперед и, о чудо, буквально в 50м от перевала, тропинку нам пересек ручеек, еле-еле текущий, там даже не зачерпнуть ладонью воды, пришлось стать на четыре точки и поклониться воде, чтобы напиться... какая же она была вкусная, та вода. Вот только там, на Кавказе, я понял, что для человека нет ничего вкуснее обычной воды, глотка обычной, чистой воды.

Изображение

После водопоя стало заметно приятнее идти, а через время мы уже встретили более-менее удобный родник, где и заправили флягу.
Перешли Армянский перевал в …
Теперь для нас Армянский и Гузерипльский перевалы стали дважды переваленными за один поход!
Фишт сегодня практически весь открыт…

…постояли, полюбовались и вниз по вчерашней тропе, через лес, через камни, реки, к приюту.

В итоге через 7 часов 20 минут после старта, мы, набрав 1500м и пройдя 20км, возвращаемся в лагерь и с 14-00 у нас начинается как бы дневка.
После такого рывка чувствовали себя прекрасно, прошли мы его легко, видимо к концу похода мы уже адаптировались к таким нагрузкам, а тут еще вдобавок мы были освобождены от наших нош, видимо это и придало нам такое ускорение!
Наши соседи в ответ на наш рассказ встреченных о медведях, рассказали, что оказывается и к нам в лагерь ночью медведь приходил — кто-то выбросил мусор в неположенном месте и он, учуяв, пришел и копался там, звенел банками консервными, но мы спали крепким сном и медведь нам был ни почем. Кстати, на территории приюта периодически слышны хлопки, это «стреляют» пустые газовые баллоны, которые таким образом отпугивают животных, в лагере присутствует раздельный вид сбора мусора и отходов, я пошел искать место сбора, чтобы выбросить наши пустые и открыв емкость, был поражен их количеством. Я так понял, что их подкидывают в кострище, тлеющее на окраине приюта и они там периодически постреливают, может я и ошибаюсь, но все выглядит вполне логично.
После такого марш-броска чудесно было бы искупаться, а как нам до этого рассказывали, чуть в стороне, на Белой, есть купель, вот туда то мы и направились. Нашли купель, ну как купель, просто в реке лежит огромный камень и возле него течением подмыло яму, в которую и ныряют смельчаки, почему смельчаки?

Изображение

Потому что вода ледниковая и температура у нее +5,7град. Ну что делать — нужно лезть и... в чем мать родила мы и нырнули в купель — вся жизнь у меня перед глазами пролетела в мелких подробностях, настолько студеная вода, что практически мгновенно начинаешь не то чтобы мерзнуть, а у тебя начинает просто болеть все тело, болит кожа, болят кости, болят мышцы, но зато, как только ты выходишь из воды... это непередаваемое чувство легкости, бодрости и свежести — его ни с чем не перепутать! Мы снимали это дело на видео и дубль с Димой я снял не совсем корректно и... ему пришлось еще раз нырнуть, но он такой парень — как в известном меме

Весь оставшийся день мы отдыхали, приводили в порядок себя и технику, примерно в это время у меня и случилась неприятность, только по собственной оплошности случилась — при замене задних колодок, у меня вытекла часть масла из гидролинии заднего тормоза, таким образом, я оказался только с одним тормозом, что в условиях пешей части похода не сильно существенно, а вот как оно мне аукнется на асфальте серпантинов в Дагомысе и Сочи? Это еще неизвестно.
А еще, я в этот день решил совершить акт бритья, я вообще-то до этого тоже хотел это сделать, еще на дневке у дольменов, но воду, которую я для этого закипятил, стоило мне отвернуться, Дима использовал для приготовления кофе и... я решил, лучше в тот момент выпить с ним кофе, а в этот раз, я закипятил уже воду, четко следил за Димой и его действиями и вроде бы все было предусмотрено, все готово и вот-вот я обрету вид цивилизованного человека, как тут... гром среди ясного неба... Я ВООБЩЕ ЗАБЫЛ БРИТВУ ДОМА... Ну что ж, значит не судьба мне быть бритым в этом походе!
Сделал чуть снимков турприюта. Там и кухни, и душевые и туалеты. Все достаточно цивилизованно.

Если вспоминать прошедший день и на тот случай, если кто-то захочет повторить наш круг, то попытаюсь подытожить — маршрут этого дня вполне проходимы и я бы даже сказал, проходимый с детьми, если бы не тот отрезок, подъем от Фишто-Оштенского перевала к самому Оштену, на том отрезке человеку с боязнью высоты, будет очень некомфортно, а любой шаг не туда чреват падением и катиться вниз там достаточно долго и далеко, так что, если есть какой-то маршрут с обходом этого участка, то тогда, он вполне проходим и с ребенком старше 10-12-ти лет и без спецснаряжения, мне так кажется и прошел бы я его еще? Да! Да! И еще раз «Да!»!!!

Да уж, совсем недавно, кажется, что буквально на днях, я думал — «сегодня второй день похода, впереди еще целых 19, еще 19 дней! А сегодня я сижу и думаю... завтра уже финиш...все»