вторник, 6 сентября 2016 г.

Кавказ 2016. Через горы к морю. Отчет. День 3-й (26/07/16)

Сильнейший ветер всю ночь пытался сблизить меня с потолком моей же палатки, иногда было такое ощущение, что Дима выбрался из палатки и теперь улегся сверху на мою, настолько прижимало ее ветром к земле. Не самое приятное ощущение, тогда я еще был не привыкший к такому поведению ветра и палатки, это придет со временем, после нескольких, таких экстремальных испытаний, оно появится — оно, это доверие к палатке, когда ты уже не глядя на окружающую обстановку, спокойно залазишь в свою палатку и засыпаешь, а вокруг хоть что происходит, ты знаешь, что твоя палатка выдержит — дождь, ветер... Но опять же — все в пределах разумного!
Учитывая такие попытки, спал я беспокойно, плюс после трех ночи, каждый раз просыпаясь, я выглядывал не улицу с надеждой «А не появился ли?», я же знал... он где-то рядом, но ничего не было видно, одна сплошная, молочная пелена и каждый раз, я нырял обратно в спальник, застегивался и засыпал, не смотря на колебания моего потолка...
В 6 утра сделал контрольный замер температуры в палатке - +10. Не жарко однако, не жарко...
Он где-то там.

Изображение

Спать уже не хотелось и я решил заняться велосипедом, вчера у меня забарахлил передний переключатель. Разложил инструменты на траве, перевернул велосипед, сижу, ковыряюсь, вокруг как и прежде — пелена, видимо на Бермамыт село облако и мы в нем оказались и это облако и ни туда и ни сюда не сдвигалось, оставалось только ждать, когда солнце поднимется повыше и с помощью ветра столкнет его с плато.

Так вот сижу, ремонтируюсь.
Директор не покидая «дома» спросил «Не видно ли?» - «Неееааа...»
Сижу дальше.
Все думал, как описать этот момент, еще там, когда все случилось, я сразу себя спросил — как я опишу, какие слова я смогу подобрать, КАК? Тогда не смог дать ответа, пообещал себе попытаться... но, пожалуй, лучше, чем Александр Сергеевич, я сказать не смогу. Поэтому вот вам цитата!

«И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась надо горой,
И в сонме их гигант седой,
Как туча, Эльбрус двуглавый,
Ужасною и величавой,
Там все блистает красотой...»

А.С.Пушкин
«Кавказский пленник»

Вот так это и произошло — лучше классика не опишешь — факт! Еще задолго до похода, в рамках подготовки к нему, я себе установил перечень литературы о Кавказе, которую необходимо прочитать, чтобы попытаться заранее узнать, понять Кавказ, прочувствовать его, так сказать и подготовиться к знакомству с ним. Список включал в себя достаточно разные произведения, в него входили как и классические «Кавказский пленник», «Хаджи Мурат», «Герой нашего времени», так и несколько документальных книг, касающихся Кавказской войны. Таким образом я себя готовил и из всех описаний и упоминаний Эльбруса, самое сильное на меня произвел А.С.Пушкин, вернее его описание, поэтому то я его и запомнил, потому я его здесь и привел.
Занятый ремонтом я даже не успел сообразить, как в одно мгновение мряка, туман и пелена вокруг стала более прозрачной и в одно мгновение вообще исчезла и вот тут-то я его и увидел... на какое-то время я потерял дар речи буквально. Тяжело описывать такой эмоциональный момент. Тяжело подбираются слова, которые смогли бы описать эмоции. Если вспоминать, какое же слово у меня первым пришло на ум, при виде Эльбруса, то это было слово господствующий, потом — монументальный, потом — великий... когда начинаешь осматриваться вокруг и понимаешь насколько он выше, насколько он больше окружающих его и кажущихся не такими уж и большими, 4-хтысячников.

Первые 30 минут мы только и были заняты тем что снимали его на фотоаппараты, видеокамеры, телефоны. Периодически облака стали снова пытаться скрыть его, через время снова открывая, приходилось подстраиваться под разрывы в облаках, но тем не менее мы успели сделать достаточное количество снимков, а вот успели ли мы налюбоваться — нет конечно.

На месте нашей стоянки имелся туалет. Достаточно приличный, обустроенный. Так вот я всей ответственностью заверяю – этот туалет, туалет с самым лучшим видом из него на всей планете!!!

Изображение

С Бермамыта открываются потрясающие виды не только на Эльбрус, но и в другие стороны и они не намного хуже – смотрите сами!

Вид на Малый Бермамыт.

Позавтракали рисовой кашей с мясом. Наши соседи собрались раньше нас и разъехались. К этому времени солнце уже поднялось и температура подросла до +22, стало тепло в самый раз.

Изображение

Незабудочки постоянно были с нами рядом в этом походе.

У нас было два варианта спуска с Большого Бермамыта — либо возвращаться назад по дороге и делать крюк, либо сходу от нашего лагеря спуститься вниз, траверсируя по склону, якобы по навигатору там была тропа. Мы решили идти прямо... вниз. Хотя с виду казалось, что спуск будет экстремальным и очень крутым, но оказалось все проще, как начинаешь идти и все упрощается — на Кавказе я постоянно упоминал про себя чуть переработанную поговорку — глаза бояться, а ноги идут — так оно и было, пока ты смотрел, ужасался, впадал в панику и терял сознание, твои ноги за это время уже проделывали половину пути.
Первую половину пути тропы вообще не было, вернее она может быть где-то и была, но мы ее не видели и шли просто по направлению, потом появилось какое-то подобие тропы и даже местами казалось, что по ней ездили на машине, хотя уклон был для авто запредельный. Покрытие состояло из сыпухи, приходилось постоянно держать руки на тормозах и выверять каждый шаг, в итоге, чуть спустившись мы вышли на грунтовку и по ней уже скатились к самому подножию другого Бермамыта — Малого, который расположен совсем рядышком.

Огибая его шла наша дорога, петляя между огромными глыбами, которые когда-то давно были сами частью Малого Бермамыта, но вода, ветер и время откололи их и сбросили нам на дорогу.

Сам Малый Бермамыт со стороны представляет плато изрытое выветриваниями, которое покрыто кулуарами, в этих кулуарах очень интересно разлетается эхо, мы это дело заметили и занялись перекрикиванием эха, что оказалось бесполезно.

Изображение

Временами приходилось и потолкать, но не много, встречались места, где дорого пересекает лошадиная тропа и так как табун прошел в дождь, то засохнув, их тропа превращалась в какое-то заградительное сооружение.

Все же, в большинстве, хоть и медленно, прыгая по камням, но мы ехали, а это уже очень хорошо. Зачастую даже спуски приходилось проходить пешком, ведя велосипед на тормозах, так как езда по крупным камням была чревата нырком через голову, рисковать на ровном месте и в самом начале похода не хотелось, поэтому мы перестраховывались.

Так как вчера мы заправились мутной водой, то с утра у нас питьевой не оказалось... поэтому надежды были все на скорую встречу с родником, мы знали о его существовании и в итоге наши надежды оправдались. Очень вкусная вода, а главное — своевременно!

Изображение

Объехав Бермамыт, мы выехали на плато Бечасын — в прошлом году ребята ехали по нему в сопровождении Эльбруса, я помню какой на меня эффект произвели те снимки — они были фантастичны!
Малый Бермамыт остался позади, видна наша дорога.

Возможно, именно те снимки и включили кнопку у меня в голове, которая выключилась только когда я прошел этот поход. В этом году нам так не повезло, Эльбрус постоянно был скрыт облаками, мы знали, где он, но увидеть не могли.
По Бечасыну мы разогнались от души... здесь грунт был отличным — укатанный, без крупных камней, с уклоном — то что нужно, изможденному бездорожьем, велотуристу. Я даже «контакты» одел, ну а как не воспользоваться таким шансом, не зря же я их брал.

Проехали кошару, еще на расстоянии от нее собаки своим лаем обозначили, что мы замечены и за нами следят, мы же в свою очередь издали пытались рассмотреть, на привязи ли собаки и есть ли вообще рядом люди. Оказалось, что собаки все на цепи кроме одной, но она постеснялась нас трогать, без поддержки «товарищей».

Вскоре стали на обед, сойдя с дороги в ложбинку. С этого места открывался прекрасный вид на оба Бермамыта — Малый и Большой — на самом деле Малый выше Большого и название в этом случае давалось не от высоты, а от площади плато.

После обеда, с нашей лужайки, напрямик, через сухостой, мы вышли к маслосырзаводу, я не знаю, действующий ли он, но определенное движение на его территории наблюдается, вокруг по ложбинкам и пригоркам разбрелись стада и отары. Проехали завод и дорога сразу резко взлетела вверх, пришлось упереться, что-то мы расслабились и тут такой бодрящий подъем, но не долгий.

Потом дорога снова выровнялась и мы ехали все так же — вверх-вниз, вверх-вниз — качели. По бокам внизу ущелья, луга, леса, кошары и так все по очереди сменялось по кругу постоянно, как в колейдоскопе. Ехали примерно 70% на 30% и Директор сказал, что это очень хороший результат для гористой местности, да я и сам потом убедился — что на нашем маршруте это практически идеально!
Объезжая очередной холм, я спугнул орла, метрах в десяти передо мною он стартанул из высокой травы и я, к огромному сожалению, проводил его просто взглядом, отлично рассмотрев его до мельчайших подробностей, а вот заснять, не успел... чего он там сидел в траве? Только одна может быть причина — обедал. Но я не стал спешиваться и идти искать, кем же он там обедал. Было бы время и укрытие из деревьев, то можно было бы устроить фотозасаду на него, он бы вернулся - доесть, но так как ни времени ни хотя бы кустов, не было, то... к моему разочарованию, специально купленная нарамная сумка, в которой я собирался на такие случаи возить длиннофокусный объектив (55-200) — порвалась на второй день и объектив перекочевал в баул и быстро извлечь его, установить и снять — не реально! А путешествовать в горах с таким объективом постоянно не удобно, здесь пейзажи и больше подходит 18-55 — в этом и состояла моя диллема в этом походе. Как вариант, это иметь универсальный объектив 18-105 — это выход, да, но... у меня его нет.

Все же, как ни крути, в этот день мы сбрасывали...больше 1000м вниз и это чувствовалось.
В очередной долине обратила внимание на себя река — насколько я знаю, жидкость/вода всегда течет по пути наименьшего сопротивления, но, глядя на ЭТУ реку — я в этом разуверился.

Изображение

В некоторых местах дороги на поверхность выходит неизвестная мне порода, которая взаимодействуя с водой, окрашивает ее в сиреневый цвет, не раз мы останавливались и рассматривали эти сиреневые лужи — что бы это могло быть? Явно что-то природное — химии там неоткуда взяться.

Около 17-00 мы попали под первый дождь в этот день. Переоделись. Благо, что «дождливую» одежду мы всегда держали под рукой. Времени это много не занимало.

Проехали полчаса. Дождь закончился. Стало жарко, но глядя на окружающие нас тучи, снимать дождевики не стали. И правильно... через полчаса он начался снова! Ощутимый дождь, такой, который способен размыть наш серпантин, по которому мы должны были спуститься к Царским воротам.
Вдали и внизу уже показалась наша будущая дорога, до нее еще очень много спуска, а дождь идет...Из долины доносится шум реки Худес...

На самом въезде в зону леса, Дима предложил остановиться здесь и не рисковать, спускаясь по серпантину 7км во время дождя, тем более, что с этого места утром должен быть отличный вид на Эльбрус. Я сначала колебался, но против доводов не попрешь.
Из-за дождя ужин готовили в моей платке теперь уже на газовой горелке и собственно ужинали там же.

Изображение

В 20-00 легли спать — это очень хорошее время для отхода ко сну в походе, позволяет выспаться и проснуться раньше, я всегда испытываю какое-то удовлетворение, когда в походе удается стать лагерем и лечь спать вовремя, при правильном планировании похода — так и должно быть, естественно это действует, если не случается форс-мажор...